Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Журнал издается с 2018 года.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24.08.2018 г. ПИ № ФС 77-73528.

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» - Я6145.

Текущий выпуск

Том 3, № 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

4-16 93
Аннотация

Статья посвящена обсуждению процессов цифровизации деятельности органов власти в современных условиях. Цель статьи – открытие дискуссии о проблемах внедрения новых информационно-телекоммуникационных технологий и повышения эффективности системы публичного управления. На основе анализа опыта внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сфере публичного управления дана содержательная характеристика проблем цифровизации публичного управления. Определены ключевые вопросы, требующие внимания при осуществлении цифровизации публичного управления, на основе SWOT-анализа в части выявления слабых, проблемных сторон деятельности органов власти и угроз, вытекающих из современного состояния российского социума. Выделяя слабые стороны современного публичного управления, авторы обратили внимание на такие моменты данной проблемы, как: 1) проведение «цифровизации ради цифровизации»; 2) отсутствие необходимого нормативно-правого регулирования; 3) неэффективность электронного документооборота, в том числе проблемы, порождаемые несовершенством интерфейса отчетных интерактивных форм, частым изменением состава показателей в отчетных формах, стремлением вышестоящих инстанций решить проблему ввода объемных первичных данных за счет нижестоящих иерархических уровней; 4) отсутствие инфраструктуры анализа данных, в том числе из-за несовершенства организации взаимодействия ведомств и несовместимости информационных ресурсов; 5) дефицит аналитиков данных и нехватка необходимых цифровых компетенций у государственных и муниципальных служащих. Рассматривая угрозы и риски для системы публичного управления, авторы выделили такие аспекты, порождаемые состоянием российского общества, как: построение системы цифровой бюрократии, сохранение информационно-цифрового неравенства, недостаточный уровень знаний и навыков граждан в сфере цифровых технологий, снижение публичности системы государственного и муниципального управления. В заключении статьи подчеркнуто, что приведенные факты не являются однозначно негативно интерпретируемыми, однако игнорировать даже небольшое их наличие было бы непростительным. Предложено проведение масштабного исследования, объединяющего самоанализ процессов цифровизации органами власти, социологическое исследование на основе экспертного и массового опросов, интернет-опроса.

17-26 116
Аннотация

Цифровая социология – вычислительная социальная наука, использующая современные информационные системы и технологии, – уже сложилась. Однако до сих пор не разрешен конфликт с традиционной социологией и ее методами исследований. Этот конфликт можно преодолеть, если помнить, что есть общая цель – познание явлений и процессов общественной жизни, – первичная по отношению к методам, о которых предстоит договориться. Цифровая трансформация социологии необходима, поскольку традиционные социологические методы не решают задачи предоставления объемных, надежных эмпирических данных качественно и в короткие сроки; востребован переход от контактных методов исследований к бесконтактным. Адаптация четырех современных информационных технологий: облачные вычисления, большие данные, интернет вещей и искусственный интеллект, – для целей социологии обеспечивает качественный переход в методологии познания цифрового общества. Облачные вычисления предоставляют исследователям инструменты, большие данные – сырье, интернет вещей – технологию, направленную на сбор показателей (получение сигналов) в большом объеме, реальном времени, в качестве прямых, а не опосредованных свидетельств человеческого поведения. Развитие технологии «искусственный интеллект» расширяет возможности получения обработанных сигналов качества работы социальной системы без построения предварительной гипотезы, в короткие сроки и на большом объеме обработанных данных. Цифровая трансформация социологии не означает отказ от использования традиционных методов социологического анализа, но предполагает расширение компетенций социолога, что требует пересмотра учебных программ вузов. Вместе с тем совмещение функций эксперта по предмету (социолога) и аналитика данных в одном специалисте оценивается как неперспективное, предлагается коллаборация их профессиональных компетенций в работе над едиными исследовательскими проектами.

27-34 58
Аннотация

В статье обоснована необходимость изучения специфики феномена коррупции и антикоррупционных мер в условиях цифрового общества. На основе анализа законодательства проводится социологическая интерпретация понятий коррупции, профилактики коррупции, индикаторов коррупционных практик, механизмов противодействия коррупции. Каждое понятие представлено как в сущностном виде, так и в качестве совокупности социальных параметров, подлежащих изучению. Приведены результаты анализа источниковой базы по проблемам противодействия коррупции и характеристикам цифрового общества. Отдельно описаны информационно-технологические и информационно-коммуникационные индикаторы социальной диагностики проблем цифрового общества. Дана характеристика проведенного авторами социологического исследования, а также изложены результаты ранжирования и определения весовых характеристик таких механизмов противодействия коррупции, как: неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; реализация в России принципов «законность» и «признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина», комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; создание у населения установок на непринятие коррупционных действий как способа решения своих проблем; формирование у молодежи правосознания, которое отвергает коррупцию как приемлемую форму поведения и допустимую социальную практику для достижения жизненного успеха; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами; развитие цифровых технологий и виртуальных сервисов в системе профилактики коррупции; подготовка и обучение кадров в области теории и практики профилактики коррупции; создание при органах власти общественных советов с включением представителей гражданского общества, лидеров общественного мнения, ученых, деятелей искусства для выработки мер по профилактике коррупции. Авторами изложены приоритетные научные проблемы, разработка которых может повысить эффективность применяемых социальных механизмов профилактики коррупции среди молодежи: развитие правовых антикоррупционных основ, исследование социально-психологических методов формирования правосознания студентов, концептуализация научных данных об использовании цифровых технологий в интересах социального развития.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА

35-45 66
Аннотация

Статья посвящена обсуждению вопросов влияния современных информационно-телекоммуникационных технологий на процесс построения двусторонней коммуникации органов государственного и муниципального управления с некоммерческими организациями, созданными по национальному признаку с позиций менеджмента публичных ценностей и стейкхолдерского подхода. Цель статьи – анализ возможностей организации социально-сетевого взаимодействия органов власти с представителями некоммерческих организаций как институализированной формы существования национальных общин и конфессий (на примере социально-сетевого пространства публичных коммуникаций Центрального федерального округа Российской Федерации). В ходе проведенного исследования установлено, что в сфере межнациональных и межэтнических отношений наибольшую актуальность представляет формирование в информационно-коммуникативном пространстве региона специализированного единого социально-сетевого ресурса. Предпочтительный формат использования подобного ресурса, по мнению экспертов, должен быть связан с вопросами получения информации по принимаемым властью решениям и их последующего обсуждения. В то же время возможности организации диалога и партнерства на базе социальных медиа экспертами недооценены. Одновременно с этим анализ существующих практик использования социальных медиа показал: 1) небольшую долю аккаунтов госструктур, в ведении которых находятся вопросы взаимодействия с представителями национальных объединений и диаспор; 2) несовпадение распределения в социально-сетевом пространстве публичных коммуникаций страниц органов власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих в своей деятельности взаимодействие с национальными некоммерческими организациями, аккаунтов самих некоммерческих организаций, созданных по национальному признаку, а также представителей национальных общин и диаспор. Это позволило авторам сделать вывод о необходимости налаживания в социальных сетях системной работы органов власти субъектов Российской Федерации с некоммерческими организациями, представляющими национальные диаспоры и общины на территории регионов Центрального федерального округа.

46-54 137
Аннотация

Как известно, цифровизация многих сторон жизни современного общества стала актуальной в ХХI в. для большинства развитых стран. Этот процесс характерен и для Российской Федерации, причем особое ускорение он получил в настоящий период пандемии COVID-19. Стремительному развитию цифровизации подвергается сейчас сфера образования, где обучение на расстоянии становится одной из центральных форм. Эта стремительность породила ряд проблем, как организационных, так и психологических, поскольку реальная действительность оказалась еще не в полной мере подготовлена к радикальным изменениям как в методике преподавания, так и в способах получения знаний студенческой аудиторией. Соответственно, данная трансформация столь важной для общества сферы, как образовательная, требует приложения усилий представителей многих научных дисциплин, в том числе философов, социологов, культурологов, психологов. Последние, помимо теоретических обоснований, проводят и ряд эмпирических исследований на темы психологической приспособляемости обучающихся молодых людей к новым условиям. Одно из них – предлагаемое исследование, в основу которого легло предположение о том, что уровень удовлетворенности работы в дистанционном формате студентов в период самоизоляции во многом зависит от степени его субъективного благополучия. К социально-психологическим факторам, характеризующим субъективное благополучие студентов в данной ситуации относятся: навыки к обучению в дистанционном формате, удовлетворенность результатами этой формы обучения, сохранение взаимоотношений с одногруппниками, эффективность дистанционного взаимодействия с преподавателями. В эмпирической части исследования приняли участие 100 учащихся студенческого возраста. Выявлено, что образовательная среда с низким уровнем качества (отсутствием электронного оборудования на самоизоляции, необходимого для обеспечения дистанционного обучения) и неотлаженными контактами с преподавателями и одногруппниками, может отрицательно влиять на некоторые составляющие удовлетворенности дистанционным образованием студентов.

55-62 75
Аннотация

На основе проведенных социологических исследований и с использованием современных методологических подходов цифровой социологии обоснована целесообразность развития институциональных условий для улучшения образовательной реабилитации инвалидов с помощью современных интернет-технологий. Приведены примеры разработки аналогических проблем в работах отечественных и зарубежных авторов. Отдельно описаны возможности научно-методологического сопровождения социальных экспериментов по разработке и внедрению образовательных интернет-коммуникаций по преодолению маломобильности инвалидов с помощью арсенала цифровой социологии. Приведены данные об отношении инвалидов к получению высшего образования в системе их реабилитации и жизнедеятельности с выделением социальных групп с позитивными, неопределенными и негативными установками с преобладанием положительного отношения к возможности образовательной реабилитации. Описаны образовательные потребности инвалидов по различным направлениям, приведены их количественные характеристики с определением приоритетов и неактуальных для инвалидов направлений образования. Существенное место в статье уделено возможностям вовлечения инвалидов в процесс освоения образовательных программ и в научно-исследовательскую деятельность как с точки зрения наличия среди них желающих, так и использования различных форм их интеграции в реальные исследовательские проекты в составе временных творческих коллективов. Отдельно охарактеризованы условия осуществления научного сопровождения развития программ обучения в интернет-пространстве путем проведения их практической апробации по примеру Загорского эксперимента. Уделено внимание поддержке индивидуальных исследовательских проектов инвалидов в ходе получения высшего образования, обоснованы пути оказания помощи в сборе ими экспериментального материала. Отдельно показаны роль и место совместных форм научной деятельности инвалидов, преподавателей и студентов по выполнению государственных заданий. Учитывая важную роль социальной включенности инвалидов в интернет-коммуникации, отдельно отражена распространенность среди инвалидов и членов семей практики создания аккаунтов в сети «Интернет», использования различных интернет-ресурсов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.