Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Журнал издается с 2018 года.

05 февраля 2021 года журнал включен в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации» по следующим направлениям:

  • 22.00.01 – Теория, методология и история социологии (социологические науки),
  • 22.00.03 – Экономическая социология и демография (социологические науки),
  • 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки),
  • 22.00.05 – Политическая социология (социологические науки),
  • 22.00.06 – Социология культуры (социологические науки),
  • 22.00.08 – Социология управления (социологические науки).


Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24.08.2018 г. ПИ № ФС 77-73528.

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» - Я6145.

Текущий выпуск

Том 3, № 4 (2020)
Скачать выпуск PDF ()

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

4-11 90
Аннотация

Государство представляет собой сложное социальное образование, выполняющее системообразующую роль в социуме. Это выражается в реализации многих функций, присущих государству как социальному институту. Их совокупность предполагает направленное влияние на элементы, взаимодействующие в условиях некоторой ситуации, для достижения целей наиболее эффективными способами. Подобные цели представляются значимыми в контексте некоторого набора социально полезных аспектов бытия. Осуществление в подобных условиях государственного управления актуализирует его социальную ориентацию, опирающуюся на научный подход с использованием современных информационно-коммуникационных цифровых технологий. В основании такого подхода должно находиться социальное моделирование, которое есть специфический способ познания соответствующего аспекта бытия. Его специфика состоит не только в формализации знания о социальных структурах и процессах, но и в рефлексии управляемых и спонтанных процессов, осознании необходимых действий и воле к их осуществлению у взаимодействующих субъектов – акторов и выстраивания ими логически связанной модели поведения. При этом особенностью познания является максимальное приближение формируемого образа к реальному процессу или явлению. Это достигается посредством учета наибольшего количества факторов в их взаимосвязи друг с другом, а также целями создания модели и результатами, ожидаемыми от ее реализации. В рамках социального моделирования существуют объективные способы формирования поведенческого образа, позволяющие предугадать направление и содержательную специфику развития многих социальных процессов. В статье рассмотрены основные сферы применения социального моделирования в государственном управлении: оценка эффективности деятельности органов управления в мониторинговом режиме, выработка стратегических решений, перевод их в технологические форматы, цифровые представления стратегий и технологий.

12-18 74
Аннотация

В статье рассмотрены формы политического участия поколения Z в современной России и дана оценка перспективы цифровых форм этого участия. Описаны характеристики, отличающие поколение Z, с точки зрения влияния этих характеристик на политическое поведение его представителей, а также возможные мотивы политического участия молодежи. Приведены результаты исследования, позволяющие получить ответы на вопросы: какие особенности делают ту или иную форму политического участия наиболее привлекательной для поколения Z? Действительно ли поколение Z относится критично и негативно к власти? Могут ли цифровые формы политического участия стать основными в политической жизни страны благодаря молодежи и стремительной цифровизации общества? Описаны критерии привлекательности различных форм политического участия, таких как митинги, акции, демонстрации, забастовки, голодовки, революции, выборы, краудфандинг, письменные обращения в органы власти и петиции, участие в политических движениях и партиях, встречи с политическими деятелями. Такими критериями являются: личная безопасность, скорость реализации формы, возможность привлечь внимание и найти единомышленников. По результатам проведенного исследования обоснован вывод о перспективности использования цифровых форм (в частности онлайн-голосования) политического участия, в первую очередь, за счет скорости и безопасности, отличающих цифровые формы политического участия от традиционных: очень удобно выражать свою гражданскую позицию из любой точки мира, параллельно занимаясь другими делами и не опасаясь негативных последствий за участие. Кроме того, цифровые формы политического участия востребованы молодежью как наиболее удобные, так как встроены в их «естественную среду обитания» – пространство социальных сетей.

19-24 146
Аннотация

В статье затронута проблематика осуществления персонализации в маркетинговых коммуникациях на основе эмпатии потребителей бренда. Обосновано значение искусственного интеллекта в сборе и обработке большого объема персональных данных пользователей онлайн-пространства. Представлен анализ основных научных подходов российских и зарубежных авторов, специализирующихся на изучении эмоциональной составляющей при построении персонализированных онлайн-коммуникаций. Представлены результаты комплексного исследования отношения потребителей к персонализации маркетинговых коммуникаций на базе возможностей искусственного интеллекта. В ходе исследования рассмотрены технологии использования механизмов искусственного интеллекта при построении персональных коммуникаций в онлайн-среде. Дано теоретическое обоснование необходимости использования механизма эмпатии при построении персонализированной коммуникации с потребителями. Обоснованы выводы о возможности построения эмпатической связи между брендами и их потребителями при условии активизации функции эмоционального заражения; об эффективности использования эмоционального состояния потребителей при составлении персонализированных предложений. Описана специфика использования персонализированных маркетинговых коммуникаций в качестве современного инструмента маркетинга, выражающаяся в воздействии на идентификацию покупателей на подсознательном уровне. Представлены технологии персонализации через отношение потребителей к персонализированным коммуникациям. Приведены результаты эмпирического исследования, проведенного авторами статьи весной 2020 г., направленного на определение готовности потребителей делиться информацией о своих эмоциональных состояниях. Сделаны выводы о существовании потребности потребителей в доверительных отношениях с брендами на основе механизма эмпатии; о возможности увеличения эффективности персонализированных коммуникаций бренда на основе использования сегментации потребителей в зависимости от их настроения; о преимуществах использования технологий искусственного интеллекта в рамках маркетинговых коммуникаций.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА 

25-35 72
Аннотация

Выявлены и проанализированы основные профессии-поставщики кадров во власть, раскрыта их роль в формировании российской управленческой политической элиты, а также рассмотрены профессиональные сферы и социальные группы, из которых происходит инкорпорация в политический класс. За основу взяты биографии 800 представителей всех уровней исполнительной и законодательной власти, занимающих руководящие посты. По результатам составлен рейтинг профессий, поставляющих кадры в систему власти, определены профессиональные лифты и уровни, на которые они способны привести, а также выделены и дифференцированы по ветвям власти профессиональные сферы– трамплины, ведущие на муниципальный, региональный и федеральный уровень власти. Отмечена особая роль инженерно-технических и экономических профессиональных блоков в способности осуществления входа в органы власти. А также выявлена и определена значимая по численности группа с высокой проходимостью на все уровни власти и моментальным типом карьеры, приводящим во власть непосредственно после получения высшего образования. Рассмотрены социальные и образовательные особенности данной группы, выявлены вузы-поставщики, тенденции рекрутирования данной категории в систему власти. Отмечена роль цифровой сферы в формировании политической элиты.

36-42 215
Аннотация

Принято считать, что исходя из принципа разделения властей, ветви власти наделены независимостью друг от друга и равенством между собой, откуда следует их возможность контролировать и уравновешивать деятельность друг друга. Этот принцип можно считать верным и для политиков, представителей каждой из ветвей власти. Бюрократы, занимающие должности в органах исполнительной власти, в политическом смысле равны электократам, замещающим должности в законодательных органах. При этом бюрократы и электократы являются политиками разного рода, у них большое количество отличий в их полномочиях, функциях, правах и компетенциях. Но остается ли этот принцип незыблемым для российской политической системы де-факто? Так ли отличаются друг от друга бюрократы и электократы в России? В представленном исследовании проанализированы биографии 800 политиков Российской Федерации, замещающих государственные должности в исполнительных и законодательных органах власти всех трех уровней: федерального, регионального и муниципального. Проведенный анализ позволил выявить специфику рекрутации и циркуляции кадров в российской политической системе, который дает возможность с высокой степенью вероятности говорить о трендах развития российского истеблишмента в целом.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.