Социальные риски цифровизации образовательного пространства в региональных вузах: проблемы идентификации и институционализации
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-43-50
Аннотация
Недостаточная концептуализация в отношении анализа социальных рисков цифровизации образовательного пространства вуза и неясность их исходных предпосылок обусловливают необходимость исследования данной проблематики. В статье проанализированы предпосылки возникновения социальных рисков цифровизации образовательного пространства в региональных вузах, исходя из положений об их нормативности для современной социальной реальности, превращения в постоянный фактор функционирования сложных социобиотехнических систем, амбивалентности риска, необходимости регулирования процесса рискогенеза. Рассмотрено устоявшееся утверждение «риск = неопределенность», а также сформулировано собственное видение социальных рисков цифровизации образовательного пространства в региональных вузах. Подчеркнуто, что процесс цифровизации ведет к массовому воспроизводству неопределенностей и, как следствие, социальных рисков на всех уровнях самоорганизации социума, в том числе и в вузе, представляющем собой открытую по отношению к внешней среде систему. Автором описаны специфические неопределенности, которые цифровизация создает на уровне системы образования и отдельных вузов. Дано авторское определение социальных рисков цифровизации образовательного пространства регионального вуза как осознания его акторами вероятности наступления событий, определяющих отклонение от поставленных ими целей, обусловленное внедрением цифровых технологий и побуждающее субъектов к действиям, не гарантирующим достижение запланированного результата. Обоснована необходимость управления рискогенезом в качестве регулирующего воздействия, сочетающего административную регуляцию и саморегуляцию субъектов и контрагентов образовательного пространства вузов с целью выявления и использования позитивных возможностей социальных рисков цифровизации и исключения негативных следствий. Предложена идея «риск-мейкинга» как деятельности по выявлению и использованию конструктивного потенциала социальных рисков цифровизации образовательного пространства и минимизации их негативных следствий.
Ключевые слова
Об авторе
Я. И. СеркинаРоссия
Яна Игоревна Серкина, канд. социол. наук, доц.
каф. менеджмента и маркетинга
Белгород
Список литературы
1. Бродовская Е. В. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов / Е. В. Бродовская [и др.] // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 28, № 2. – С. 9–22. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-12-9-22
2. Бродовская Е. В. Влияние цифровых коммуникаций на формирование профессиональной культуры российской молодежи: результаты комплексного прикладного исследования / Е. В. Бродовская [и др.] // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2019. – № 1. – С. 228–251. https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.11
3. Вебер М. Избранные произведения / М. Вебер ; пер. с нем. – М.: Прогресс, 1997. – 316 с.
4. Зотов В. В. Предмет рефлексии и методология познания цифрового общества / В. В. Зотов // Институты и механизмы инновационного развития: Мировой опыт и российская практика: сборник научных статей 10-й Международной научно-практической конференции, Курск, 10 декабря 2020 г.: в 2-х т. Т. 1. – Курск: Университетская книга, 2020. – С. 222–225.
5. Зубков В. И. Социологическая теория риска: монография / В. И. Зубков. – М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2003. – 230 с.
6. Зубок Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. – 2008. – № 2. – С. 142–155.
7. Зубок Ю. А. Современная социология молодежи: изменяющаяся реальность и новые теоретические подходы / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров // Россия реформирующаяся. – 2017. – № 15. – C. 12–48.
8. Зубок Ю. А. Социология молодежи: Энциклопедический словарь / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров ; под ред. В. И. Чупрова. – М.: Academia, 2008. – 606 с.
9. Иванов Д. В. Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации / Д. В. Иванов // Социологические исследования. – 2020. – № 5. – С. 44–55. https://doi.org/10.31857/S013216250009397-9
10. Кравченко С. А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. А. Кравченко. – М.: Юрайт, 2016. – 302 с.
11. Лёвкин В. Е. Смысл образования: развитие или оказание услуг? / В. Е. Лёвкин [и др.] // Образование и наука. – 2020. – Т. 22, № 4. – С. 9–42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-9-42
12. Логвинова А. В. Проблема классификации социальных рисков административного управления региональным вузом / А. В. Логвинова // Nomothetika: Философия. Социология. Право. – 2019. – Т. 44, № 2. – С. 329–337. https://doi.org/10.18413/2075-4566-2019-44-2-329-337
13. Тузиков А. Р. Высшее образование: идеологемы реформ и практика имитаций / А. Р. Тузиков // Управление устойчивым развитием. – 2020. – № 1. – С. 60–65.
14. Шваб К. Технологии Четвертой промышленной революции / К. Шваб ; пер. с англ. – М.: Эксмо, 2018. – 144 с.
15. Яницкий О. Н. Социобиотехнические системы: новый взгляд на взаимодействие человека и природы / О. Н. Яницкий // Социологическая наука и социальная практика. – 2016. – Т. 4, № 3. – С. 5–22. https://doi.org/10.19181/snsp.2016.4.3.4574
16. Яницкий О. Н. Социология риска: ключевые идеи / О. Н. Яницкий // Мир России. – 2003. – Т. 12, № 1. – С. 3–35.
17. Beck U. (1992). Risk Society: Towards a New Modernity / Trans. from Ger. London: Sage Publications. 260 p.
18. Douglas M., Wildavsky A. B. (1982). Risk and Culture: An essay on the selection of technical and environmental dangers. Berkeley: University of California Press. 221 p.
19. Giddens A. (1999). Risk and Responsibility // Modern Law Review. V. 62, No. 1. Pp. 1–10. https://doi.org/10.1111/1468-2230.00188
20. Luhmann N. (1993). Risk: A sociological theory: Monograph. Berlin: de Gruyter. 236 p.
Рецензия
Для цитирования:
Серкина Я.И. Социальные риски цифровизации образовательного пространства в региональных вузах: проблемы идентификации и институционализации. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(2):43-50. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-43-50
For citation:
Serkina Y.I. Social risks of educational space digitalization in regional universities: identification and institutionalization problems. Digital Sociology. 2022;5(2):43-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-43-50