Журнал издается с 2018 года.
Журнал включен в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации по следующим направлениям:
- 5.4.1. Теория, методология и история социологии (социологические науки),
- 5.4.2. Экономическая социология (социологические науки);
- 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки),
- 5.4.5. Политическая социология (социологические науки),
- 5.4.6. Социология культуры (социологические науки),
- 5.4.7. Социология управления (социологические науки).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24.08.2018 г. ПИ № ФС 77-73528.
На сайте «Объединенного каталога «Пресса России» можно оформить подписку на 2023 год на печатную версию журнала по подписному индексу 79135, а также подписаться через интернет-магазин «Пресса по подписке».
Текущий выпуск
ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Использование искусственного интеллекта (далее – ИИ) − один из ведущих трендов в маркетинге и рекламе последних лет. С его помощью можно решать задачи разной сложности: от генерации идей по продвижению до создания рекламных креативов. Проблема исследования заключается в том, что для эффективной работы компаниям необходимо иметь понимание того, какие нейронные сети (далее – нейросети) могут наиболее оптимально решать задачи маркетинговой деятельности. Для этого нужно определить перечень подобных нейросетей. Авторы рассматривают применение ИИ в маркетинговых коммуникациях и анализируют нейросети, которые можно применять в рамках бизнеса. Целью исследования является формирование актуального перечня нейросетей для осуществления маркетинговой деятельности компании. Были изучены самые популярные нейросети, их функционал и особенности. Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта использования нейросетей в маркетинговой деятельности компаний. Предложены рекомендации для более эффективного использования данного явления. На основании проведенного исследования был определен актуальный перечень нейросетей для осуществления маркетинговых мероприятий организации. Методологический базис статьи составили публикации по проблемам применения нейросетей в сферах бизнеса и маркетинга. Были изучены работы отечественных и зарубежных исследователей. В статье использовались следующие теоретические методы исследования: анализ, синтез, проблематизация. Эмпирическим методом был выбран контент-анализ.
В статье описываются методические положения по применению инструментов интернационализации деятельности российских вузов и по повышению институционального доверия в среде международного контингента в условиях глобальной цифровизации. Авторы дают подробное описание по использованию цифровой среды для достижения целей по продвижению российского образования на мировом рынке и активизации «мягкой силы». В исследовании представлены методические подходы как для предотвращения возможного возникновения межкультурного диссонанса, так и для изложения традиционных для россиян культурных ценностей и установок среди иностранных обучащихся, а также для социального партнерства с органами власти региона. Разработанный инструментарий в сфере формирования дружественных отношений с иностранными партнерами станет элементом управленческой системы , способствующей продвижению российской системы образования на международные рынки , формированию положительного образа государства и повышению уровня доверия к институтам публичной власти. Описанные подходы и практика применения разработанного инструментария по повышению институционального доверия, прошедшая апробацию в филиальной сети Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, сформируют адаптивный подход к решению задач в условиях нелинейной действительности.
Статья посвящена рассмотрению феномену доверия с точки зрения ресурса для достижения межнациональной консолидации в российском региональном сообществе. В статье указывается на то, что доверие позволяет развивать механизм коммуникации и определять, насколько эффективно выстроены социальные отношения. При этом автором используются традиционные социологические методы исследования: структуралистский и институциональный подходы, теория социального капитала. Доверие является одной из социально-психологических основ социального согласия и определяет динамику развития базовых социальных процессов, целостность общества, его способность преодолевать возникающие трудности. Исходя из анализа массива вторичных данных, представленных на сайтах отечественных социологических центров, показывается, как в российском обществе отчетливее возрастает значение общенациональной консолидации на основе повышения доверия на всех уровнях взаимоотношений: межличностном, межгрупповом, институциональном, а также региональном. Это обусловлено тем, что Россия – одно из самых многонациональных государств в мире. Если граждане не разделяют определенные общие цели и задачи, то это, как правило, будет негативно сказываться прежде всего на межнациональной консолидации регионального или всего сообщества страны. Особенной значимостью в условиях трансформирующегося общества, естественно, обладает феномен доверия, который существует в многонациональной среде граждан и в первую очередь непосредственно на региональном уровне институтов, функционирующих в России. Доверие выступает индикатором сходства ценностей и ценностных установок, имеющихся у населения страны. Сегодня имеется немало примеров снижения степени доверия населения к отдельным институтам, но при этом возрастает индекс одобрения деятельности Президента, Правительства страны, Российской армии, то есть фиксируется позитивное отношение россиян к политической системе и властным структурам. Такие же тенденции стали чаще просматриваться в сфере межнациональной консолидации и в отношении институтов регионального сообщества.
Молодежь всегда ищет возможность самовыражения, поиска себя, своего места в этом мире, в том числе и через субкультуры. Однако иногда эти субкультуры становятся контркультурами, то есть несут в себе ценности, противоречащие доминирующей культуре общества. Современная молодежь значимую часть времени проводит в сети Интернет, и одним из видов интернет-досуга являются треш-стримы. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы выяснить, что представляет собой такое субкультурное явление, как треш-стримы, как они оцениваются молодежью и представителями более старшего поколения. В процессе исследования были проведены четыре фокус-группы и две проектные сессии со школьниками и студентами, а также онлайн-опрос 8 942 респондентов различных возрастных категорий. Подавляющее большинство опрошенных, вне зависимости от возраста, считают, что необходимо запрещать или, по крайней мере, ограничивать трансляцию треш-стримов. Тем не менее есть достаточно значимая часть респондентов, которые считают, что люди по своей воле участвуют в треш-стримах, это их право, а запрет только повысит спрос. Расходятся мнения опрошенных и при ответах на следующие вопросы: «Есть ли заказчики у треш-стримов?», «Опасны ли треш-стримы или нет?». При этом личное участие в треш-стримах подавляющее большинство респондентов для себя не рассматривает.
ЦИФРОВАЯ СРЕДА
В статье представлены теоретическое обоснование и эмпирическая апробация авторской модели адаптационного потенциала личности в условиях медиаэкосистемы. Основу авторского подхода составляет рассмотрение индивида как основного субъекта практик медийной активности, которые актуализируют личностные ресурсы интернет-пользователей, связанные с их готовностью к эффективной коммуникации, к производству и потреблению медиаконтента в современных институциональных условиях медиаэкосистемы (с учетом существующих рисков и ограничений). Предложена теоретическая модель адаптационного потенциала, согласно которой такой потенциал является сложным многоуровневым образованием, содержащим в себе три последовательных уровня: ценностный, диспозиционный и практический. Показано, что каждый из данных уровней состоит из ряда подуровней, включающих преобладающие в медиаэкосистеме виды ценностей, диспозиций и практик пользователей. На основе разработки данных операциональных показателей и специальной шкалы представлена авторская методика социологического измерения адаптационного потенциала личности в медиаэкосистеме. По итогам авторского социологического исследования с применением кластерного анализа (онлайн-опрос пользователей социальных сетей и мессенджеров, N = 900) обнаружены четыре кластера пользователей медиа, различающиеся уровнем развития и структурой адаптационного потенциала. Данные кластеры охарактеризованы как «осторожные пользователи», «теоретики», «неадаптированные», «адаптированные». В заключении статьи приведены перспективные направления дальнейшего научного поиска по теме исследования.
Статья посвящена изучению диаспоры как субъекта этнокультурной коммуникации иностранных студентов в образовательной среде вуза, в том числе в условиях развития цифровых форм взаимодействия (социальные сети, мессенджеры, сеть Интернет). Основная цель исследования заключается в определении ключевых функций этнического сообщества, в выявлении специфики диаспоры не только как социокультурного феномена, но и как действующего и влиятельного субъекта, который может играть решающую роль в коммуникационных процессах. Авторы обращаются к анализу накопленного теоретического материала, приводят в качестве примера результаты социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса. Результаты социологического исследования показали, что для студентов-иностранцев, которые обучаются в вузах провинциального города (г. Курск) и города-миллионника (г. Санкт-Петербург), диаспора, а также возможность быть ее частью играют принципиальное значение. Для студентов, которые прибыли для обучения в малый город, диаспора значима тем, что в ней обучающиеся могут найти помощь и поддержку, получить достаточное количество информации о том, какие правила и нормы предусмотрены для нового сообщества. Также учащиеся могут находить новые формы досуга. Студенты, приезжающие обучаться в большой город, испытывают культурный шок, могут потеряться и первое время нуждаются в особой поддержке в связи с длительным периодом адаптации. Новизна социологического исследования состоит в том, что в нем был приведен сравнительный анализ диаспоральной значимости для студентов-иностранцев, которые приехали для обучения в г. Курск и г. Санкт-Петербург. Полученные данные использованы для анализа текущей ситуации в образовательной среде. В дальнейшем планируется проведение периодических «волновых» исследований для выявления изменений в студенческой среде.
Цифровая грамотность выступает востребованным в современном мире компонентом профессиональной и жизненной компетентности и является значимым условием субъективного благополучия современного человека. Компоненты цифровой грамотности многочисленны и отражают различные аспекты: от технических умений до организации передачи знаний, а также общения. Молодое поколение приобретает навыки использования цифрового контента взаимодействия практически с дошкольного возраста. В этой связи становится важной оценка будущими взрослыми людьми влияния своего уровня цифровой грамотности на субъективное благополучие, а также на осознание возможностей ее применения и совершенствования. В статье приводится анализ результатов социологического исследования, изучающего влияние цифровой грамотности на субъективное благополучие молодых людей. Эмпирическая база научного труда включает результаты анкетирования, проведенного в онлайн-формате на территории Курска и Курской области в октябре-ноябре 2023 г. Выборочная совокупность составила 450 респондентов. Понимание представлений молодых людей о цифровой грамотности и ее влиянии на субъективное благополучие позволит более адресно определить необходимые меры по совершенствованию цифровой подготовки, оперативно удовлетворять индивидуальные или групповые запросы при организации обучения и повышении компетентности в области цифровых технологий.
В статье представлены результаты поискового социологического исследования, проведенного в сентябре-октябре 2023 г. по проблеме влияния учебных практик онлайн-обучения на социальную адаптацию иностранных учащихся в российском вузе. Эмпирическим объектом выступили граждане Китая, обучающиеся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и находящиеся в настоящий момент на территории Российской Федерации (далее – РФ). В исследовании методом онлайн-анкетирования получены ответы на вопросы об отношении китайских студентов к организации образовательного процесса, к практикам их взаимодействия и коммуникациям в малых учебных группах. Эмпирически доказано, что отношение студентов из Китая к любой форме обучения зависит от того, насколько в той или иной учебной практике решен вопрос преодоления языкового барьера и выстраивания межкультурной коммуникации. При этом позитивное отношение к онлайн-обучению связывается китайскими студентами с возможностью обучения без необходимости находиться на территории РФ, а негативное – с коммуникационными проблемами, в частности с отсутствием непосредственного общения с преподавателем или руководителем. Выявлено, что наиболее психологически комфортными для китайских студентов являются учебные формы онлайн-занятий. Весомо свидетельство предпочтения этой категорией учащихся обособленного положения, нахождения внутри своей инокультурной группы и своего круга общения. Перспективным направлением развития темы исследования определен более общий проект по изучению социального самочувствия, в частности, студентов с особыми образовательными потребностями.
В данной статье рассматриваются результаты эмпирического исследования, посвященного изучению отношения представителей старшего поколения к современным технологиям: опасениям, ожиданиям и мотивации к использованию таких технологий. Полученные результаты осмысливаются через гуманистическую парадигму, в рамках которой технологии рассматриваются как инструмент для реализации человеческого потенциала, в частности потенциала старшей возрастной группы. В ходе исследования проведен сравнительный анализ по гендерно-возрастным группам. Основные выводы, сделанные по результатам проведенной научной работы, следующие. Во-первых, именно пожилое поколение принимает на себя роль «технологических оптимистов», в отличие от младших и средних возрастов, которые испытывают больше опасений по поводу развития области информационных технологий. Это касается как повседневной жизни, так и общегосударственных проблем приращения научного знания. Во-вторых, пожилое поколение заметно сильнее нуждается в гуманистическом аспекте технологий. Это включает в себя недоверие к полной автоматизации, например автомобилям без водителей, а также необходимость тьютора и наставника при освоении новых технологий. При этом именно пожилое поколение выражает наибольшее доверие окружающим людям. В-третьих, во многих вопросах пожилое поколение по своим ожиданиям и предпочтениям имеет больше схожего с младшей возрастной группой, чем с теми, кто ближе к ним по возрасту.
ISSN 2713-1653 (Online)