Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Журнал издается с 2018 года.

Журнал включен в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации» по следующим направлениям:

  • 5.4.1. Теория, методология и история социологии (социологические науки),
  • 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки),
  • 5.4.5. Политическая социология (социологические науки),
  • 5.4.6. Социология культуры (социологические науки),
  • 5.4.7. Социология управления (социологические науки),
  • 22.00.03 – Экономическая социология и демография (социологические науки).

Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24.08.2018 г. ПИ № ФС 77-73528.

На сайте «Объединенного каталога «Пресса России» можно оформить подписку на 2022 год на печатную версию журнала по подписному индексу 79135, а также подписаться через интернет-магазин «Пресса по подписке».

Текущий выпуск

Том 5, № 2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

4-20 91
Аннотация

   Создание цифровых сетевых платформ сопровождается неоднозначным процессом социотехнической конвергенции, в ходе которого возникают определенные опасности как факторы, дестабилизирующее функционирование цифровой платформы, и риски как ожидания наступления этих событий.

   Целью исследования является оценка уровня конвертации опасностей социотехнической конвергенции в соответствующие риски.

   Методология исследования базируется на экосистемном подходе и концепции платформенных исследований, дополненных авторами идеями социотехнической конвергенции.

   Для оценки конвертации опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации был применен метод эмпирической верификации на базе репрезентативного социологического опроса. Итогом таксономического деления стала классификация опасностей по таким предметным областям, как: цифровые данные (опасность сбоя работы); цифровой надзор (опасность чрезмерного цифрового надзора); цифровая мораль (опасность принятия решений искусственным интеллектом); цифровая идентификация (опасность ошибки идентификации); цифровая конфиденциальность (опасность несанкционированного использования персональных данных); цифровая коммуникация (опасность виртуализации социальных контактов); цифровая доступность (опасность цифрового неравенства); цифровые кластеры (опасность сегментации социально-сетевого пространства); цифровая компетентность (опасность цифрового аутсайдерства). Авторы приходят к выводу, что не все опасности конвертируются в риски одинаково. Сильно выраженные эксплицитные риски наблюдаются в результате конвертации опасности несанкционированного использования персональных данных. Средне выраженные эксплицитные риски появляются в случае опасности сбоя работы цифровых платформ, опасности принятия решений искусственным интеллектом, опасности ошибки идентификации, опасности цифрового неравенства. Слабо выраженные эксплицитные риски характерны для конвертации опасности чрезмерного цифрового надзора и опасности виртуализации социальных контактов. В имплицитные риски конвертируются опасность сегментации социально-сетевого пространства и опасность цифрового аутсайдерства.

21-32 65
Аннотация

   Цель работы – выявить содержание личностного качества «перфекционизм» в понимании работодателей при рекрутинге персонала в цифровой среде.

   Материалом исследования послужили рабочие оферты на сайте hh.ru, отобранные по ключевому слову «перфекционизм».

   Главными направлениями профессиональной деятельности оказались информационные технологии, маркетинг и менеджмент.

    Результаты анализа показали, что перфекционизм рассматривается работодателями с позиции мотивации трудовой деятельности как положительное и ожидаемое социальное качество соискателей, которое в подавляющем большинстве вакансий помещается в раздел «Требования». Перфекционизм в понимании работодателей способствует формированию идеализированного образа работника и относится к трем направлениям: профессиональной деятельности, личности соискателей и коммуникации. Анализ сопутствующих личностных качеств позволил определить непосредственные семантические корреляты перфекционизма: амбициозность, профессионализм, скрупулезность и аналитическое мышление. В более широком смысле перфекционизм – это социально-личностная характеристика работника, одновременно исполнительного и инициативного, имеющего установленный регламентом внешний вид, открытое мировосприятие, внутреннюю мотивацию и способность предельно качественно выполнять свою работу в установленные сроки, готового предложить эффективные способы организации бизнес-процессов и выполнять работу сверхурочно, в большем объеме, чем указано в рабочем задании; лояльного работника, готового с полной отдачей участвовать в развитии организации, результативно взаимодействовать с внутренними и внешними субъектами коммуникации и вносить личный вклад в повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности организации.

33-42 68
Аннотация

   Процессы цифровизации современного общества меняют значимое соотношение его сфер и структур, выводя на первый план коммуникативное пространство, предстающее в качестве системы коммуникативных статусов людей, групп, организаций, занимающих то или иное место в структуре соответствующих отношений. Этим обстоятельством обусловлена попытка исследования данного феномена в его применении к коммуникативным интеракциям человека, проделанная в статье с позиций теории коммуникативного действия. В качестве основы возникновения коммуникативного статуса личности рассматриваются процессы идентичности и процессы отчуждения, как порождающие, так и ограничивающие, подчиняющие коммуникативную активность индивида. Ее противоречивый характер воплощается в трансформациях субъекта в объект коммуникативных воздействий и наоборот. В ходе анализа, предпринятого в рамках деятельностного подхода, раскрыты сущность и структура коммуникативного статуса в единстве трех ее элементов: коммуникативного положения личности; ее коммуникативной позиции (ориентации); престижа как оценки коммуникативного положения. Взаимодействующие элементы статуса составляют его объективную и субъективную стороны, локализующиеся одновременно в двух измерениях – цифровом виртуальном коммуникативном пространстве и реальном коммуникативном пространстве. Возникающее двуединство статуса – его важнейшая характеристика применительно к цифровому обществу. Особенности взаимодействия объективного и субъективного в цифровом пространстве раскрываются посредством анализа, с одной стороны, феномена «цифрового двойника», создаваемого в результате обобщения показателей «цифрового следа» человека независимо от его желания или нежелания, с другой стороны – целенаправленного формирования индивидом своего «аватара». Обобщенная оценка коммуникативного статуса личности приводит к выводу об отражении в характеристиках данного феномена процессов индивидуализации, характерных для цифрового социума и свидетельствующих о стремлении индивида к независимому построению собственной коммуникативной траектории, максимальной реализации своих возможностей в качестве субъекта интеракций.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА 

43-50 72
Аннотация

   Недостаточная концептуализация в отношении анализа социальных рисков цифровизации образовательного пространства вуза и неясность их исходных предпосылок обусловливают необходимость исследования данной проблематики. В статье проанализированы предпосылки возникновения социальных рисков цифровизации образовательного пространства в региональных вузах, исходя из положений об их нормативности для современной социальной реальности, превращения в постоянный фактор функционирования сложных социобиотехнических систем, амбивалентности риска, необходимости регулирования процесса рискогенеза. Рассмотрено устоявшееся утверждение «риск = неопределенность», а также сформулировано собственное видение социальных рисков цифровизации образовательного пространства в региональных вузах. Подчеркнуто, что процесс цифровизации ведет к массовому воспроизводству неопределенностей и, как следствие, социальных рисков на всех уровнях самоорганизации социума, в том числе и в вузе, представляющем собой открытую по отношению к внешней среде систему. Автором описаны специфические неопределенности, которые цифровизация создает на уровне системы образования и отдельных вузов. Дано авторское определение социальных рисков цифровизации образовательного пространства регионального вуза как осознания его акторами вероятности наступления событий, определяющих отклонение от поставленных ими целей, обусловленное внедрением цифровых технологий и побуждающее субъектов к действиям, не гарантирующим достижение запланированного результата. Обоснована необходимость управления рискогенезом в качестве регулирующего воздействия, сочетающего административную регуляцию и саморегуляцию субъектов и контрагентов образовательного пространства вузов с целью выявления и использования позитивных возможностей социальных рисков цифровизации и исключения негативных следствий. Предложена идея «риск-мейкинга» как деятельности по выявлению и использованию конструктивного потенциала социальных рисков цифровизации образовательного пространства и минимизации их негативных следствий.

51-60 99
Аннотация

   В настоящее время ивент-индустрия переживает период активных социальных изменений и технологических инноваций, обусловленных приближением четвертой промышленной революции и появлением новых методов обработки данных искусственным интеллектом. Это может предоставить индустрии впечатлений новые управленческие перспективы, связанные с возможностью прогнозировать и программировать поведение посетителя на основе анализа чрезвычайно
больших объемов данных о его поведении, мышлении и предпочтениях. Однако ивент-деятельность строится на создании для посетителя такого пространственно-временного промежутка, который он воспринимает как уникальный. Это делает ивент-технологии эффективным инструментом достижения коммерческих, коммуникативных или имиджевых целей организации. Специфика создания этой уникальности во многом связана с социально-коммуникативными и эстетико-аксиологическими аспектами жизни человека. Поэтому в целях устойчивого развития ивент-организации важно не только идти в ногу с передовыми технологическими разработками, но и учитывать антропологическую специфику, где влияние «умных» процессов не исследовано в достаточной степени, а потенциальные риски нуждаются в уточнении.

   Целью исследования является оценка того, как изменится ивент-деятельность, если ее содержание станет полностью соответствовать жизненным привычкам и поведению клиента. Для достижения этой цели были использованы принципы системного и сравнительного анализа.

   Эмпирическую базу исследования составляют данные опроса респондентов, а также результаты контент-анализа профессиональных сообществ. Исследование представляет интерес для специалистов в области социологии, антропологии и менеджмента, а также для деятелей ивент-индустрии.

61-69 79
Аннотация

   Данная работа посвящена анализу социальных, правовых и психологических аспектов внедрения аутентификации по паспортным данным в интернет–пространстве. В статье наравне с аутентификацией рассмотрено использование биометрических данных, а также особенности российского законодательства в области персональных данных. Показаны положительные и отрицательные стороны введения аутентификации по паспортным данным в социальных сетях, раскрыты психологические и правовые аспекты. Произведен анализ всех особенностей аутентификации, сложности применения и влияние данного нововведения на предупреждение девиантного поведения среди подростковой возрастной группы. Объект исследования – аутентификация по паспортным данным в социальных сетях.
   Предмет исследования – психологические, правовые аспекты установления аутентификации по паспортным данным.

   Методологическую и теоретическую основу исследования составили частно- и общенаучные подходы к изучению тематики, применялись формально-логический и сравнительный методы, а также методы структурного анализа.

   В ходе исследования были сделаны выводы об основных особенностях хранения данных граждан, сложности хранения данных россиян на зарубежных интернет-платформах, выводы о необходимости в фильтрации информации для несовершеннолетних граждан, а также были рассмотрены феномен девиантного поведения среди подростков и влияние информации в социальных сетях на их сознание.

70-77 60
Аннотация

   Социокультурные, экологические, экономические обстоятельства, в которых оказывается постоянно меняющийся мир, настойчиво требуют появления новых направлений и предметов исследования в образовательной сфере.

   Цель статьи – выявить перспективные векторы изучения пространства непрерывного образования.

   Использованы следующие методы исследования: а) анализ сочетания терминов, объединяющих философские, социокультурные, экономические и образовательные смыслы; б) анализ авторского педагогического опыта в форматах формального, неформального и спонтанного образования; в) экспертный опрос, проведенный в режиме онлайн в октябре 2021 г.; г) контент-анализ развернутых ответов на предложенные респондентам вопросы.

   В результате в статье намечены ранее не очевидные источники для создания междисциплинарной методологической основы, появление которой можно прогнозировать на стыках различных областей знания, в практико-ориентированных исследовательских попытках реализации идей трансдисциплинарности. В авторском исследовании диагностируются принципиально новые методологические импульсы, которые имеются в науке и современной философии при рассмотрении непрерывного познания как жизненно важного атрибута современного человека. Обсуждаются возможности, которые скрыты в парадоксальных, на первый взгляд, сочетаниях и на пересечениях ранее вполне самостоятельных знаниевых сфер. Это важно для решения задачи сохранения антропных качеств, которая особенно рельефно выступает в ходе хаотичного развития обучающих систем, интегрирующих природу человека и искусственный интеллект.

   Научную новизну работы составляют выводы об исследовательских методах, которые наиболее точно подходят для формирования нового психолого-педагогического знания о перманентном образовании.

78-86 58
Аннотация

   В предлагаемой статье рассмотрены вопросы, связанные с повседневной жизнью московской студенческой молодежи и ее досугом, актуальность которых в условиях развития информационного общества сопряжена с повышенным вниманием государства к воспитательной компоненте современных образовательных систем. Более того, в условиях современных реалий развития информационного общества, и, следовательно, информационной культуры, формат проведения досуга становится значимым фактором социализации личности.

   В качестве цели авторы статьи определили анализ различных форм досуговой деятельности московской студенческой молодежи через их анкетирование, которое было призвано наметить векторы дальнейшего исследования места и роли учебы, отношений с семьей и форм проведения свободного времени в жизни студента.

   Особое внимание уделено современным формам досуга студентов, таким как: времяпрепровождение в сети «Интернет», посещение экспериментальных театров и кинотеатров, просмотр ток-шоу и развлекательных передач, посещение иммерсивных шоу, участие в современных молодежных организациях и др. При обобщении результатов проведенного исследования сделан вывод, что на данный момент не более 20 % опрошенных московских студентов выбирают «осовремененные» формы проведения досуга. Проведенное исследование позволило выявить явные предпочтения студентов в проведении своего свободного времени, а также их ценностные ориентации.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ 

87-92 68
Аннотация

   Представлена рецензия на монографию «Публичное управление в цифровом обществе: к новому общественному договору» под общей редакцией В. В. Зотова. Рецензируемая книга посвящена разработке научно обоснованной концепции общественного договора цифрового общества. Современный период развития государств – период поиска более качественных и целенаправленных форм взаимодействия власти и населения, – по мнению авторов, значительно расширяет возможности массового участия населения в управлении государством через использование информационно-телекоммуникационных технологий. Авторы приходят к выводу о том, что человечество находится в широчайшем спектре вариантов: от усиления тоталитарных тенденций государства, надзорные функции которого в буквальном смысле могут влезть не только в семью, но и в организм человека, до цифровой консенсусной демократии, когда граждане в состоянии достигать соглашения по большому кругу общественно значимых задач. В монографии предложено использование цифровых сетевых платформ как коммуникационных площадок, обеспечивающих установление определенного уровня доверия между гражданами и населением. Рецензируемая работа является научно-исследовательским изданием, которое вводит государственных и муниципальных служащих, представителей науки и образования, членов общественных организаций и политических партий и всех интересующихся в круг современных проблем общественного развития в условиях цифровой трансформации большинства общественных сфер и, в первую очередь, трансформации государственного управления.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.