Потребительское поведение как объект социологического анализа в советской научной школе
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-3-24-33
Аннотация
Изучены вопросы анализа потребительского поведения как объекта социологического изучения в рамках советской научной школы социологии. Рассмотрена трансформация методологических подходов к изучению потребления в условиях плановой экономики и идеологических ограничений. Предложено провести периодизацию основных этапов изучения потребительской культуры, выделен ранний советский, послевоенный, позднесоветский и переходный этапы. Особый акцент сделан на методологической базе, характерной для того или иного периода, подчеркнуто применение таких уникальных методов, как бюджетные обследования и «дневники домохозяек». Задачей исследования является реконструирование ключевых подходов советской социологии не только к изучению потребительского поведения, но и к поиску и выявлению их эвристического потенциала для анализа современных социально-экономических процессов. Отмечен методологический и теоретический потенциал советской социологической школы для анализа таких современных социально-экономических процессов, как развитие цифровой экономики, нарастание кризисного потребления, глубокая трансформация потребительских практик. Идеологически обусловленные исследования смогли сформировать ценный теоретический и эмпирический инструментарий, который сохраняет свою актуальность и на сегодняшний день.
Об авторах
А. В. СидоринаРоссия
Сидорина Анастасия Витальевна - Директор по работе с клиентами
г. Москва
О. В. Крыштановская
Россия
Крыштановская Ольга Викторовна - Д-р социол. наук, директор
г. Москва
Список литературы
1. Авраамова Е.М., Барсукова Р.Т., Копнина В.Г. и др. Народное благосостояние: тенденции и перспективы. М.: Наука; 1988. 253 с.
2. Бороноев А.О. Социологические исследования в Ленинграде – Санкт-Петербурге (1960–1990-е годы). Социологические исследования. 2008;6:64−69.
3. Гордон Л.А. Социальные эффекты и структура бедности в современной России. Социологические исследования. 1994;1:5−16.
4. Гофман А.Б. Ценности в структуре моды. Социологические исследования. 1980;4:59−64.
5. Грушин Б.А., Чикин В.В. Лицо поколения. М.: Правда; 1961. 64 с.
6. Грушин Б.А., Чикин В.В. Исповедь поколения. М.: Правда; 1962. 248 с.
7. Грушин Б.А., Чикин В.В. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в четырех книгах. Жизнь 1-я «Эпоха Хрущева». М.: Прогресс-Традиция; 2001. 619 с.
8. Данилова Е.Н. Социальная идентичность в кризисном обществе. М.: Институт социологии РАН; 1997. 144 с.
9. Докторов Б., Козлова Л. «Телескоп» смотрит в прошлое. Беседа об изучении истории современной российской социологии. Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2009;1:2−15.
10. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитание личности. М.: Мысль; 1969. 175 с.
11. Журавлев И.В. Реклама в системе массовой культуры переходного общества. Социологические исследования. 1998;8:73−81.
12. Здравомыслов А.Г. К вопросу о периодизации социологии в России. Журнал социологии и социальной антропологии. 2007;3:38−51.
13. Кабо Е.О. Очерки рабочего быта. Т. 1. М.: Издательство Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов; 1928. 250 с.
14. Котельникова З.В. Челночный бизнес в России: новая форма экономической адаптации. Социологические исследования. 1995;10:45−53.
15. Левада Ю.А. Человек в очереди. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1993;5:14−19.
16. Левада Ю.А. Кредит и доверие в меняющемся обществе. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996;4:7−13.
17. Немчинов В.С. Избранные произведения: в 6 т. Т. 2: Сельскохозяйственная статистика с основами общей теории. М.: Наука; 1967. 508 с.
18. Протасенко Т.З. Основные характеристики материального благосостояния (опыт выборочного исследования). Социологические исследования. 1985;3:101−110.
19. Римашевская Н.М., Левкова Л.А. О методах выявления устойчивых типов потребления. Социологические исследования. 1978;2:133−142.
20. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансформаций в России. Социологические исследования. 1996;6:55−65.
21. Рывкина Р.В. Образ жизни сельского населения: методология, методика и результаты изучения социально-экономических аспектов жизнедеятельности. Новосибирск: Наука; 1979. 352 с.
22. Староверов В.И. Потребительские ожидания как фактор формирования спроса. Вестник статистики. 1975;8:35−42.
23. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. М.: Вопросы труда; 1925. 344 с.
24. Титма М.Х., Сильдмяэ Т.И. Факторы формирования домашней предметной среды. Социологические исследования. 1979;3:108−115.
25. Фирсов Б.М. История советской социологии 1950–1980-х годов: курс лекций. СПб.: Издательство Европейского университета; 2001.
26. Чаянов А.В. Бюджеты крестьян. М.: Центральное статистическое управление; 1929. 128 с.
27. Шубин А.В. Социологические опыты. М.: Мысль; 1970. 207 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сидорина А.В., Крыштановская О.В. Потребительское поведение как объект социологического анализа в советской научной школе. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(3):24-33. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-3-24-33
For citation:
Sidorina A.V., Kryshtanovskaya O.V. Consumer behavior as an object of sociological analysis in the Soviet scientific school. Digital Sociology. 2025;8(3):24-33. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-3-24-33





























