Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54

Полный текст:

Аннотация

Как известно, цифровизация многих сторон жизни современного общества стала актуальной в ХХI в. для большинства развитых стран. Этот процесс характерен и для Российской Федерации, причем особое ускорение он получил в настоящий период пандемии COVID-19. Стремительному развитию цифровизации подвергается сейчас сфера образования, где обучение на расстоянии становится одной из центральных форм. Эта стремительность породила ряд проблем, как организационных, так и психологических, поскольку реальная действительность оказалась еще не в полной мере подготовлена к радикальным изменениям как в методике преподавания, так и в способах получения знаний студенческой аудиторией. Соответственно, данная трансформация столь важной для общества сферы, как образовательная, требует приложения усилий представителей многих научных дисциплин, в том числе философов, социологов, культурологов, психологов. Последние, помимо теоретических обоснований, проводят и ряд эмпирических исследований на темы психологической приспособляемости обучающихся молодых людей к новым условиям. Одно из них – предлагаемое исследование, в основу которого легло предположение о том, что уровень удовлетворенности работы в дистанционном формате студентов в период самоизоляции во многом зависит от степени его субъективного благополучия. К социально-психологическим факторам, характеризующим субъективное благополучие студентов в данной ситуации относятся: навыки к обучению в дистанционном формате, удовлетворенность результатами этой формы обучения, сохранение взаимоотношений с одногруппниками, эффективность дистанционного взаимодействия с преподавателями. В эмпирической части исследования приняли участие 100 учащихся студенческого возраста. Выявлено, что образовательная среда с низким уровнем качества (отсутствием электронного оборудования на самоизоляции, необходимого для обеспечения дистанционного обучения) и неотлаженными контактами с преподавателями и одногруппниками, может отрицательно влиять на некоторые составляющие удовлетворенности дистанционным образованием студентов.

Об авторе

И. Э. Соколовская
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»
Россия

Соколовская Ирина Эдуардовна, Д-р психол. наук, профессор, г. Москва, Российская Федерация



Список литературы

1. Абрамова М.А., Фарника М. (2019). Цифровизация образования в условиях цифрового неравенства // Профессиональное образование в современном мире. Т. 9. № 4. С. 3167–3175. doi: 10.15372/PEMW20190403

2. Гребенюк А.А. (2020). Влияние внутренних характеристик новых медиа на ментальность и психическое здоровье современного человека // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 337–343. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0083

3. Дерягин А.В., Самедов М.Н. (2020). Цифровые технологии в изучении автомобильной электроники при подготовке бакалавров: традиции и инновации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 94–99. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0024

4. Ефремова О.Н., Плотникова И.В., Павлик Н.Б. (2017). Оценка использования дистанционных технологий в образовательном процессе с позиции удовлетворенности студентов // Alma Mater (Вестник высшей школы). № 5. С. 70–74.

5. Кудашов В.И., Думов А.В. (2019). Информатизация и цифровизация – сложный подход к оценке трансформации образования // Профессиональное образование в современном мире. Т. 9. № 4. С. 3176–3186. doi: 10.15372/PEMW20190404

6. Мальцева С.М., Балашова Е.С., Богачева А.В., Котова А.В. (2020). Проблема формирования самоконтроля студентов в процессе обучения в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 24–27. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0004

7. Мартышек С.Н. (2020). Влияние интернета на формирование коммуникативной среды современной молодежи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 185–189. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0044

8. Резниченко Н.С., Таптыгина Е.В., Морозова Т.Д. (2011). Сравнительный анализ качества дистанционного обучения студентов // Сибирское медицинское обозрение. № 4 (70). С. 99–103. doi: 10.20333/2500136

9. Соколовская И.Э. (2019). Цифровизация педагога как важный процесс развития обучаемых // Человеческий капитал. № S12-2 (132). С. 540–544.

10. Соснина Н.Г. (2020). Цифровые коммуникативные технологии как средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 268–271. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0063

11. Татаринов К.А. (2020). Методические аспекты разработки мультимедийных курсов электронного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 227–280. doi: 10.26140/anip-2020-0901-0065

12. Тонконог В.В., Ананченкова П.И. (2017). Дистанционное обучение в региональном образовательном пространстве в процессе подготовки студентов разных направлений и специальностей. // Путеводитель предпринимателя. № 35. С. 284–293. DOI: 10.24182

13. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. (2002). Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. C. 473-474

14. Csikosova A., Teplicka K., Senova A.(2012). Communication and humanization of university education through e-learning // Рrocedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 46. Pp. 2978–2982. doi: 10.1016/j.sbspro.2012.05.600

15. Kornienko A. (2015). University education in the development of knowledge-based society: network technologies of scientific research and cyberscience as factors of education professionalization // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 206. Pp. 359–364. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.10.065

16. Loyko О.,Dryga S., Park J., Palianov M. (2015). Modern professional education in the global society: comparative study // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 206. Pp. 464–468. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.10.084

17. Romanova A.V., Polevaya M.V., Khammatova R.S., Sokolovskaya I.E., Platonova E.V., Kolosova V.V.(2020). The innovative activity development of higher educational institutions // Opcion. Vol. 36. No. S27. Pp. 1064–1080.

18. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Kanishcheva M.A. (2020). Personal features of students’ self-realization in the University educational environment // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9. № 1 (30). С. 403–407. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0098

19. Vorontsov V., Vorontsova E. (2015). Innovative education in Russia: the basic tendencies analysis // Procedia – Social and Behavioral Sciences. Vol. 214. Pp. 1147–1155. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.11.731


Для цитирования:


Соколовская И.Э. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов в условиях цифровизации обучения в период пандемии COVID-19 и самоизоляции. Цифровая социология/Digital Sociology. 2020;3(2):46-54. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54

For citation:


Sokolovskaya I.E. Socio-psychological factors of students` satisfaction in the context of digitalization of education during the COVID-19 pandemic and self-isolation. Digital Sociology. 2020;3(2):46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-46-54

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)