Контент о наркомании в российском сегменте социальных медиа: источники, особенности, вовлеченность пользователей
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-3-53-64
Аннотация
Наркомания является одной из самых острых современных социальных проблем. Проанализирован контент о наркомании в русскоязычном сегменте социальных медиа. Выявлены типы медиа, основные тематики (новости, реклама, юмор и т.д.) контента о наркомании, выделены особенности медиаконтента, определена вовлеченность аудитории. Социальные медиа удобны и просты в использовании, позволяют обмениваться информацией, но несут ряд рисков. Интерактивность, мгновенное распространение контента, нецензурируемость, анонимность авторов выступают главными факторами, способствующими трансляции материалов противоправного характера. В качестве технического инструмента использована система анализа социальных медиа «Крибрум.Про». Специальное внимание уделено возможностям и ограничениям исследования девиантных явлений в интернет-среде. Для отбора постов составлен авторский лингвистический запрос с использованием специальной системы знаков, а также с учетом альтернативных названий наркотических веществ. Результаты показывают, что для каждого вида медиа характерен свой тип контента, что объясняется возможностями и политикой модерации конкретных медиаплощадок. В мессенджерах доминирует реклама наркошопов и наркокурьеров, в социальных сетях, как правило, преобладают продукты поп-культуры о наркомании (фильмы, музыка, клипы), в блогах обсуждение наркотической тематики практически отсутствует, а контент разнонаправлен, на видеохостингах в основном встречаются материалы об «информировании и профилактике», «просвещении», а контент распространяют реабилитационные центры и медицинские учреждения. В целом представление о наркомании в социальных медиа может быть охарактеризовано как амбивалентное, то есть в медиа присутствуют различные, часто противоречащие друг другу образы наркозависимости; площадкам свойственны одновременно нормализация и стигматизация, романтизация и идолоизация наркоманов из сферы шоубизнеса с одновременным пренебрежением к ним.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ФоминРоссия
Фомин Егор Васильевич - Канд. социол. наук, ст. преп.
г. Москва
П. В. Волкова
Россия
Волкова Полина Викторовна - Магистрант
г. Москва
Список литературы
1. Валькова У.В. История наркотизма от древних времен до современности (социологический анализ). Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011;130:271–275.
2. Петухов А.Ю. Проблемы противодействия использованию компьютерных технологий в незаконном обороте наркотиков. Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020;1(47):68–71.
3. Суходолов А.П. Цифровые технологии и наркопреступность: проблемы противодействия использованию мессенджера «Телеграм» в распространении наркотиков. Всероссийский криминологический журнал. 2019;1(13):5–17. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2019.13(1).5-17
4. Шульц В.Л. Теоретико-методологические проблемы цифровой социологии. Вестник Московского университета. Социология и политология. 2022;1(28):126–144.
5. Dal A., Nisbet E.C. Walking through firewalls: Circumventing censorship of social media and online content in a networked authoritarian context. Social Media+ Society. 2022;4(8)ю https://dx.doi.org/10.1177/20563051221137738
6. Daniel Jr E.S., Crawford Jackson E.C., Westerman D.K. The influence of social media influencers: Understanding online vaping communities and parasocial interaction through the lens of Taylor’s six-segment strategy wheelю Journal of Interactive Advertising. 2018;2(18):96–109.
7. Hollenbaugh E.E. Self-Presentation in social media: Review and research opportunities. Review of Communication Research. 2021;9:81–98.
8. McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. Gingko Press; 2013. 336 p.
9. Swart J. Experiencing Algorithms: How Young People Understand, Feel About, and Engage with Algorithmic News Selection on Social Media. Social Media + Society. 2021;2(7).
10. Vogel E.A., Ramo D.E., Rubinstein M.L., Delucchi K.L., Darrow S.M., Costello C., Prochaska J.J. Effects of Social Media on Adolescents’ Willingness and Intention to Use E-Cigarettes: An Experimental Investigation. Nicotine & Tobacco Research. 2021;4(23):694–701.
11. Wischerath D. Spreading the Word: Exploring a Network of Mobilizing Messages in a Telegram Conspiracy Group. In: Extended Abstracts of the CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. 2024.
Рецензия
Для цитирования:
Фомин Е.В., Волкова П.В. Контент о наркомании в российском сегменте социальных медиа: источники, особенности, вовлеченность пользователей. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(3):53-64. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-3-53-64
For citation:
Fomin E.V., Volkova P.V. Drug addiction content in Russian social media: origins, features, user engagement. Digital Sociology. 2025;8(3):53-64. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-3-53-64





























