Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Журнал издается с 2018 года.

05 февраля 2021 года журнал включен в Перечень ВАК рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, рекомендованный Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования и науки Российской Федерации» по следующим направлениям:

  • 22.00.01 – Теория, методология и история социологии (социологические науки),
  • 22.00.03 – Экономическая социология и демография (социологические науки),
  • 22.00.04 – Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки),
  • 22.00.05 – Политическая социология (социологические науки),
  • 22.00.06 – Социология культуры (социологические науки),
  • 22.00.08 – Социология управления (социологические науки).


Свидетельство о регистрации средства массовой информации от 24.08.2018 г. ПИ № ФС 77-73528.

Подписной индекс в электронном каталоге ОАО Агентство «Роспечать» - Я6145.

Текущий выпуск

Том 4, № 2 (2021)
Скачать выпуск PDF

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

4-12 11
Аннотация

Масштабные изменения в жизни современного общества, вызванные цифровизацией, а также многочисленные исследования разнообразных проявлений и аспектов данного процесса порождают необходимость выработки концепции цифрового общества. Попытка решения этой исследовательской задачи, реализованная в статье, представляет одну из его возможных моделей.

В предложенной модели цифровой социум рассматривается как очередной этап постиндустриального развития и элемент современной глобальной техногенной цивилизации. Реализация замысла опирается на институализацию цифровых общественных отношений. Основой процесса становится конструкт «человек – знания – коммуникативные сети – компьютерная техника». Его элементы в ходе взаимодействия порождают цифровые формальные и неформальные институты в экономике, политике, культуре, социальной жизни; образуют новый структурный элемент общества – цифровую информационную сферу; складываются в целостность как цифровое общество. Цифровые институты и цифровая сфера, выступая в качестве механизмов возникновения социума, опираются на собственный вид деятельности, имеют в качестве субъекта новый тип личности – «человека информационного».

В ходе анализа, предпринятого в рамках неоинституционального подхода, раскрыты особенности социализации e-Homo Sapiens, опирающиеся на потребность присутствия и активности в информационном пространстве, учитывающие воздействие современных информационных технологий, способствующие в конечном итоге противоречивости возникающих типологических свойств. Решающая роль человеческого фактора в появлении цифрового общества, как общества знаний, обусловила необходимость опоры всей исследовательской конструкции на принцип социального детерминизма. Этот прием позволил обосновать вывод о человеке-творце, субъекте социального бытия как главной характеристике и источнике развития цифрового общества. Какие-либо изменения показателей субъектности послужат факторами появления на основе данного социума компонентов будущей цивилизации, контуры которой сегодня непрозрачны.

13-22 33
Аннотация

Цифровая трансформация структурных компонентов государственной системы формирует новые социально-организационные формы и практики политического взаимодействия. Трансформационный процесс основан на диалектическом преодолении существующих элементов старого порядка, выработке новых целей и формировании новых специфических способов их достижения. В результате цифровой трансформации структурных компонентов государственной системы формируются новые социально-организационные формы и практики политического взаимодействия. На наших глазах разворачивается переход изначально сетевых социальных образований в политические офлайн-процессы, в обществе появляются новые ресурсы власти и механизмы влияния на политическую организацию в целом. Эти процессы относятся к социальной самоорганизации и характерны для адаптационного алгоритма социальных изменений. При этом изменения системных параметров не нарушают контуров существующей государственной системы. Однако в условиях намеренного стимулирования органами власти цифровой трансформации всех сфер жизнедеятельности общества более ярко проявляется ограниченность способности политической системы и государства в обеспечении управляемости социальных и политических процессов. 

В статье рассмотрен процесс деформации государственной системы, вызванный цифровизацией общественных отношений, проанализированы изменения теоретических моделей объяснения социальной реальности и связанные с ними изменения в организации политической системы и политических практик.

Отмечен многосоставной характер воздействия мировой ИКТ-парадигмы на сферу публичного управления конкретного государства. В эпоху многообразия транслируемой информации, господства массмедиа и социальных сетей публика становится массой/толпой и объектом манипуляции. Влияние информационно-коммуникационных технологий на функционирование общества проявляется в поддержании разрыва между формальными и неформальными институтами, интенсивном внедрении инноваций, запуске новых механизмов социального неравенства и тому подобном, в результате чего нарушается целостность социальной системы. Риск утраты управляемости общественных процессов возрастает в связи с тем, что рекомендации для органов власти по цифровой трансформации, а также большинство научных публикаций по теме цифровизации государственного управления не содержат критической оценки самой ИКТ-парадигмы и сформированных на ее основе концепций, понятий и практик.

23-31 16
Аннотация

Проведен анализ практик использования электронных социальных сетей (Facebook, Twitter, «Вконтакте» и др.) в изучении миграционных процессов. Показано, как альтернативные традиционным источникам (административным, обследованиям) данные позволяют сформировать актуальное представление о пространственно-временных и социально-демографических характеристиках миграции. Изучена интеграция мигрантов в странах назначения: трудности ассимиляции и сохранения идентичности, география миграционных потоков, миграция вследствие стихийных бедствий и по политическим причинам, интеллектуальная и трудовая миграция. Специфика данных, генерируемых социальными сетями, заключается в том, что они охватывают всю популяцию и производятся в режиме реального времени.

В работе освещен поиск необходимых сведений с помощью средств платформ: рекламных плагинов, геолокации в постах и информации непосредственно от пользователей, функционирования определенных сообществ, опубликованных комментариев. Также приведены важные методологические особенности, от учета которых зависит успешность результатов любого исследования, проведенного посредством анализа электронных социальных сетей. Проблема полученных с их помощью сведений заключается в таких ограничениях, как доступность (технические особенности конкретных платформ), репрезентативность (недостаточная разработанность статистических приемов для оценки) и изменчивость предпочтений пользователей. В заключении сделан вывод о перспективах использования цифровых средств массовой коммуникации в изучении миграционных процессов.

Научно-практическая значимость работы заключается в том, что она дополняет литературу по рассматриваемой теме, являясь первым систематическим ее обзором на русском языке, а также предоставляет рекомендации по использованию полученной информации.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА 

32-43 10
Аннотация

В настоящей статье проанализирована степень проникновения сети «Интернет» и уровень вовлеченности жителей Вологодской области в информационно-коммуникационное пространство. Предпринята попытка установить наличие связи между протестными настроениями жителей региона и использованием интернет-ресурсов, в том числе, для участия в общественной жизни. Информационно-эмпирической базой исследования стали данные мониторинга общественного мнения, проводимого ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук» на территории области.

Результаты проведенного исследования показали, что в последние годы наблюдается существенное расширение использования интернет-технологий и социальных сетей. По данным расчетов, среди жителей региона, проявляющих протестные настроения, увеличивается востребованность информации, предоставляемой электронными средствами массовой информации, растет уровень доверия данному каналу коммуникации. Однако прямой взаимосвязи между динамикой роста интернет-вовлеченности и протестных настроений не прослеживается. Сеть «Интернет» и социальные сети не являются фактором протестного потенциала. Они выступают информационно-коммуникационной площадкой, которая создает техническую возможность общественной дискуссии и облегчает организацию протестных настроений. Вместе с тем сеть «Интернет» может усиливать действие других факторов, таких как: неудовлетворенность населения собственным материальным благосостоянием и общей экономической ситуацией в стране и регионе, неодобрение деятельности властей, неопределенность перспектив и неуверенность в будущем.

44-54 6
Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методологические аспекты формирования персонального бренда, описаны современные подходы к интерпретации понятий бренда и бренда личности. Проанализированы основные структурные элементы персонального бренда, определена его социально-психологическая сущность. Сделан акцент на практической значимости формирования персонального бренда, рассмотрены составляющие, свойства и области применения личного бренда.

Описаны модели формирования бренда личности как в офлайн-, так и в онлайн-среде в соответствии со структурными и содержательными трансформациями, происходящими в настоящее время в информационной сфере, и факторы, оказывающие влияние на эффективность коммуникации посредством персонального бренда. Это, прежде всего, такие факторы, как широкое внедрение в обыденную жизнь технологий искусственного интеллекта, инструментов логического объединения данных, значительное увеличение количества пользователей сетью «Интернет». Все вышеуказанные факторы, в значительной степени определяют характер и степень социального влияния инфлюенсеров на поведение индивидов в социуме.

Кроме того, большое внимание уделено анализу существующих моделей формирования бренда личности, составляющих теоретико-методологическую основу персонального бренда. Если рассматривать бренд как инструмент, стимулирующий потребителя к определенному действию, то в случае товарного бренда таким действием станет непосредственно факт покупки товара или услуги. Если же речь идет о бренде личности, то в качестве действия будет выступать частота потребления контента, создаваемого конкретной медийной личностью. В свою очередь, увеличить частоту потребления контента возможно путем оптимального выбора модели коммуникации бренда с потребителями. Именно поэтому особенно актуальным является изучение теоретико-методологических аспектов формирования персонального бренда посредством онлайн-инструментов в процессе создания персонального бренда.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.