Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-14-23
Аннотация
В статье рассмотрена деятельность психолога-педагога и его роль по отношению к проблеме девиации учащихся в условиях цифровизации и широкого распространения Интернета. Проведен комплексный анализ девиаций подростков и различных аспектов работы с деструктивным поведением учащихся и их родителями с использованием знаний из разных предметных областей – юриспруденции, социологии, психологии, медицины, педагогики. Рассмотрены особенности и характеристики подросткового возраста, выявлены факторы, влияющие на формирование девиантного поведения, в том числе медицинские. Обозначена роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивных форм поведения учащихся. Приведено необходимое соотношение штата психологов и медицинских специалистов и числа учащихся в образовательных организациях. В результате анализа действующего законодательства отмечены недостатки отдельных нормативно-правовых положений и необходимость их изменения в области профилактики деструктивного поведения. Выработаны рекомендации специалистам помогающих профессий и приведены прогнозируемые положительные результаты обозначенной деятельности. Концептуальные находки авторов исследования применимы для создания безопасной и благоприятной среды для обучающихся, снижения уровня подростковой преступности, внесения поправок в законодательство.
Ключевые слова
Об авторах
В. В. ПоповРоссия
Попов Владимир Владимирович, канд. юр. наук, доц. каф. частного права
г. Москва
А. В. Ерохина
Россия
Ерохина Алла Владимировна, студент
г. Москва
С. В. Черкасова
Россия
Черкасова Светлана Владимировна, студент
г. Москва
Список литературы
1. Быканов И. Н. (2014). О генезисе принудительных мер медицинского характера // Территория науки. № 2. С. 144–147.
2. Давыдова А. В. (2011). Формы и методы социализации подростков, склонных к девиантному поведению в современном обществе // Общество и право. № 2 (34). С. 282–285.
3. Иванова К. А., Степанов А. А., Немчинова Е. В. (2019). Кибербуллинг как девиация права граждан на свободу мнения в сети Интернет // Актуальные проблемы российского права. № 1. С. 96–101. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.98.1.096-101
4. Личко А. Е. (2019). Психопатии и акцентуация характера у подростков. СПб.: Питер. 304 с.
5. Панкратова И. А. (2021). Проблема буллинга и конфликтного поведения в подростковом возрасте // Наука и школа. № 4. С. 232–242. https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-4-232-242
6. Пряничникова Я. Д. (2020). Что из себя представляет психолого-педагогическое сопровождение в школе // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. № 4. С. 108–117.
7. Чалдини Р. (2020). Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся = Cialdini, R. B. Influence. Science and Practice (1993). Пер. с англ. Е. Бугаева и др. СПб.: Питер. 464 с.
8. Эльконин Д. Б. (1989). Избранные психологические труды / под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко М.: Педагогика. 560 с.
Рецензия
Для цитирования:
Попов В.В., Ерохина А.В., Черкасова С.В. Роль психолога образовательной организации в выявлении и коррекции деструктивной социальной девиации подростков в условиях цифровизации. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(3):14-23. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-14-23
For citation:
Popov V.V., Erokhina A.V., Cherkasova S.V. The role of the educational psychologist in organisation in identifying and correcting destructive social deviance among adolescents in the context of digitalisation. Digital Sociology. 2022;5(3):14-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-14-23