Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-76-87

Аннотация

В статье подняты вопросы изучения потребностей студентов и выпускников вузов из числа лиц с инвалидностью в дополнительных профессиональных компетенциях, необходимых для успешного трудоустройства в условиях цифровизации общества. Эмпирической базой выступили материалы опроса по представительной выборке 140 студентов выпускных курсов и выпускников с инвалидностью вузов Свердловской, Челябинской и Курганской областей. В результате выявлены профессиональные компетенции, расширяющие возможности трудоустройства лиц данной категории практические профессиональные навыки; профессиональные знания в предметной области; цифровые компетенции и навыки работы с информационными технологиями; умение работать в медиапространстве, в том числе социальных сетях; владение технологиями взаимодействия, самопрезентации и эффективной коммуникации; умение рассказать широкой аудитории о своих услугах, навыках, о себе как специалисте; умение продвигать себя, свои профессиональные компетенции и услуги. Авторами статьи обоснована необходимость получения перечисленных компетенций в рамках дополнительного профессионального образования. Установлено, на каких условиях выпускники и студенты с инвалидностью готовы получать необходимое им дополнительное профессиональное образование, как оценки названных компетенций отличаются в группах по сформированности компетенций, занятости, инвалидности, видам нарушений здоровья и полу. Результаты настоящего исследования свидетельствуют о весомости цифровых компетенций для лиц с инвалидностью в современных условиях, значимы для дальнейшего изучения этой проблемы, реализации программ дополнительного профессионального образования.

Об авторах

В. Н. Козлов
Челябинский государственный университет
Россия

Козлов Вадим Николаевич, канд. экон. наук, ст. науч. сотр., проф. каф. социальной работы и социологии

г. Челябинск



Д. Ф. Романенкова
Челябинский государственный университет
Россия

Романенкова Дарья Феликсовна, канд. пед. наук, доц., начальник Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

г. Челябинск



Список литературы

1. Аржаных Е. В., Гуркина О. А., Терехова А. М. (2014). Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья // Высшее образование в России. № 10. С. 35–44.

2. Герасимов А. В., Литвиненко И. Л. (2017). Социально-экономическая эффективность системы профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидов // Человек. Общество. Инклюзия. № 1 (29). С. 101–116.

3. Гилева Т. А. (2019). Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития персонала // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. № 2 (28). С. 22–35. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-2-28-22-35

4. Гришаева С. А., Куликова О. А. (2018). Социально-психологические особенности процесса трансформации социальной структуры общества и процесса коммуникации в цифровом пространстве // Цифровая социология. Т. 1, № 1. С. 29–34. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2018-1-29-34

5. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Зиннатова М. В. (2020). Инновационная модель социально-профессионального развития личности обучающегося // Образование и наука. Т. 22, № 3. С. 83–115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-83-115

6. Кудринская Л. А. Клепинина Ю. В. (2019). Социальные сети как внешний фактор, влияющий на мотивацию трудовой занятости работающих и неработающих людей с инвалидностью // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 3 (55). С. 59–67.

7. Ларионов В. Г., Шереметьева Е. Н., Баринова Е. П. (2019). Трансформация терминологии, компетенций и знаний в условиях цифровой экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. № 4. С. 21–28. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2019-4-21-28

8. Рубцов В. В., Алехина С. В., Хаустов А. В. (2019). Непрерывность инклюзивного образования и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями // Психолого-педагогические исследования. Т. 11, № 3. C. 1–14. https://doi.org/10.17759/psyedu.2019110301

9. Усачева О. В. (2007). Роль и место компетентности в структуре модели подготовки специалиста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 6 (50). С. 7–16.

10. Щетинина С. Ю. (2018). Мониторинг трудоустройства выпускников с инвалидностью вузов Дальневосточного федерального округа // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. № 5(159). С. 324–330.


Рецензия

Для цитирования:


Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф. Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(3):76-87. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-76-87

For citation:


Kozlov V.N., Romanenkova D.F. Needs of persons with disabilities for competences that expand employment opportunities in the conditions of society digitalisation. Digital Sociology. 2022;5(3):76-87. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-76-87

Просмотров: 445


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)