Исследование социально-сетевой интерференции процессов памяти у подростков
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-31-37
Аннотация
Память представляет собой фундаментальную основу обучения человека. Концептуальная оценка и изучение механизмов памяти, ее формирования, упрочения и сохранения на разных уровнях структурно-функциональной организации нервной системы составляет необходимое знание для решения многих задач практической и фундаментальной психологии. Статья представляет исследование памяти, а именно процесса ее перехода из кратковременной в более устойчивую долговременную форму в условиях цифровой среды под влиянием фактора интерференции социальных сетей. Целью исследования является изучение влияния фактора интерференции социальных сетей на процессы консолидации и реконсолидации памяти у подростков. Общий объем выборки составил 68 подростков в возрасте 12–17 лет. Для реализации поставленной цели был проведен эксперимент, результаты которого показали, что подростки испытывают трудности в запоминании информации в форме коротких сменяющих друг друга видеороликов в условиях цифрового пространства. Было обнаружено, что видеоролики, для которых характерно не только визуальное сопровождение, но и речевая продукция подлежат лучшему запоминанию. В условиях воздействия интерферирующего фактора социальных сетей, подростки сталкивались с трудностями связывания отдельных элементов стимулов между собой – связывали элементы одного видеоролика с элементами другого. Согласно одному из положений теории интерференции, для хранения информации характерно «развязывание» репрезентаций объектов, за которым следует их обратное связывание в произвольной комбинации при дальнейшем воспроизведении.
Об авторах
В. Е. БарышниковаРоссия
Барышникова Валерия Евгеньевна, студент
г. Москва
В. Б. Никишина
Россия
Никишина Вера Борисовна, д-р психол. наук, проф., зав. каф. клинической психологии
г. Москва
Е. А. Петраш
Россия
Петраш Екатерина Анатольевна, д-р психол. наук, доц., проф. каф. клинической психологии
г. Москва
В. А. Сотников
Россия
Сотников Владислав Андреевич, канд. психол. наук, зав. каф. общей психологии и психологии развития
г. Москва
Е. И. Куликова
Россия
Куликова Елизавета Игоревна, ординатор каф. неврологии
г. Москва
Список литературы
1. Чернавин Ю.А. (2021). Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология/Digital Sociology. Т. 4, № 2. С. 4–12. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-2-4-12
2. Alberini C.M., Ledoux J.E. (2013). Memory reconsolidation // Current Biology. V. 23, no. 17. Pp. R746–R750. https://doi.org/10.1016/j.cub.2013.06.046
3. Cocchini G., Logie R.H., Sala S.D., MacPherson S.E., Baddeley A.D. (2002). Concurrent performance of two memory tasks: Evidence for domainspecific working memory systems // Memory & Cognition. V. 30. Pp. 1086–1095. https://doi.org/10.3758/bf03194326
4. Craig M., Ottaway G., Dewar M. (2018). Rest on it: Awake quiescence facilitates insight // Cortex. No. 109. Pp. 205–214. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2018.09.009
5. Dube C., Zhou F., Kahana M.J., Sekuler R. (2014). Similarity-based distortion of visual short-term memory is due to perceptual averaging // Vision Research. No. 96. Pp. 8–16. https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.12.016
6. Nader K. (2015). Reconsolidation and the Dynamic Nature of Memory // Cold Spring Harbor Perspectives in Biology. V. 7, no. 10. Art. number: a021782. https://doi.org/10.1101/cshperspect.a021782
7. Pertzov Y., Bays P.M., Joseph S., Husain M. (2012). Rapid Forgetting Prevented by Retrospective Attention Cues // Journal of Experimental Psychology Human Perception & Performance. V. 39, no. 5. Pp. 1224–1231. https://doi.org/10.1037/a0030947
8. Ricker T.J., Nieuwenstein M.R., Bayliss D.M., Barrouillet P. (2018). Working memory consolidation: insights from studies on attention and working memory // Annals of the New York Academy of Sciences. V. 1424, no. 1. Pp. 8–18. https://doi.org/10.1111/nyas.13633
9. Sosic-Vasic Z., Hille K., Kröner J., Spitzer M., Kornmeier J. (2018). When Learning Disturbs Memory – Temporal Profile of Retroactive Interference of Learning on Memory Formation // Frontiers in Psychology. V. 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00082
10. Wang S.Y., Baker K.C., Culbreth J.L., Tracy O., Arora M., Liu T., Morris S., Collins M.B., Wamsley E.J. (2021). Sleep-dependent’ memory consolidation? Brief periods of post-training rest and sleep provide an equivalent benefit for both declarative and procedural memory // Learning & Memory. V. 28, no. 6. Pp. 195–203. https://doi.org/10.1101/lm.053330.120
Рецензия
Для цитирования:
Барышникова В.Е., Никишина В.Б., Петраш Е.А., Сотников В.А., Куликова Е.И. Исследование социально-сетевой интерференции процессов памяти у подростков. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):31-37. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-31-37
For citation:
Baryshnikova V.E., Nikishina V.B., Petrash E.A., Sotnikov V.A., Kulikova E.I. Study of social network interference of memory processes in adolescence. Digital Sociology. 2022;5(4):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-31-37