Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Исследование социально-сетевой интерференции процессов памяти у подростков

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-31-37

Аннотация

Память представляет собой фундаментальную основу обучения человека. Концептуальная оценка и изучение механизмов памяти, ее формирования, упрочения и сохранения на разных уровнях структурно-функциональной организации нервной системы составляет необходимое знание для решения многих задач практической и фундаментальной психологии. Статья представляет исследование памяти, а именно процесса ее перехода из кратковременной в более устойчивую долговременную форму в условиях цифровой среды под влиянием фактора интерференции социальных сетей. Целью исследования является изучение влияния фактора интерференции социальных сетей на процессы консолидации и реконсолидации памяти у подростков. Общий объем выборки составил 68 подростков в возрасте 12–17 лет. Для реализации поставленной цели был проведен эксперимент, результаты которого показали, что подростки испытывают трудности в запоминании информации в форме коротких сменяющих друг друга видеороликов в условиях цифрового пространства. Было обнаружено, что видеоролики, для которых характерно не только визуальное сопровождение, но и речевая продукция подлежат лучшему запоминанию. В условиях воздействия интерферирующего фактора социальных сетей, подростки сталкивались с трудностями связывания отдельных элементов стимулов между собой – связывали элементы одного видеоролика с элементами другого. Согласно одному из положений теории интерференции, для хранения информации характерно «развязывание» репрезентаций объектов, за которым следует их обратное связывание в произвольной комбинации при дальнейшем воспроизведении.

Об авторах

В. Е. Барышникова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Барышникова Валерия Евгеньевна, студент

г. Москва



В. Б. Никишина
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Никишина Вера Борисовна, д-р психол. наук, проф., зав. каф. клинической психологии

г. Москва



Е. А. Петраш
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Петраш Екатерина Анатольевна, д-р психол. наук, доц., проф. каф. клинической психологии

г. Москва



В. А. Сотников
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Сотников Владислав Андреевич, канд. психол. наук, зав. каф. общей психологии и психологии развития

г. Москва



Е. И. Куликова
Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова
Россия

Куликова Елизавета Игоревна, ординатор каф. неврологии

г. Москва



Список литературы

1. Чернавин Ю.А. (2021). Цифровое общество: теоретические контуры складывающейся парадигмы // Цифровая социология/Digital Sociology. Т. 4, № 2. С. 4–12. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-2-4-12

2. Alberini C.M., Ledoux J.E. (2013). Memory reconsolidation // Current Biology. V. 23, no. 17. Pp. R746–R750. https://doi.org/10.1016/j.cub.2013.06.046

3. Cocchini G., Logie R.H., Sala S.D., MacPherson S.E., Baddeley A.D. (2002). Concurrent performance of two memory tasks: Evidence for domainspecific working memory systems // Memory & Cognition. V. 30. Pp. 1086–1095. https://doi.org/10.3758/bf03194326

4. Craig M., Ottaway G., Dewar M. (2018). Rest on it: Awake quiescence facilitates insight // Cortex. No. 109. Pp. 205–214. https://doi.org/10.1016/j.cortex.2018.09.009

5. Dube C., Zhou F., Kahana M.J., Sekuler R. (2014). Similarity-based distortion of visual short-term memory is due to perceptual averaging // Vision Research. No. 96. Pp. 8–16. https://doi.org/10.1016/j.visres.2013.12.016

6. Nader K. (2015). Reconsolidation and the Dynamic Nature of Memory // Cold Spring Harbor Perspectives in Biology. V. 7, no. 10. Art. number: a021782. https://doi.org/10.1101/cshperspect.a021782

7. Pertzov Y., Bays P.M., Joseph S., Husain M. (2012). Rapid Forgetting Prevented by Retrospective Attention Cues // Journal of Experimental Psychology Human Perception & Performance. V. 39, no. 5. Pp. 1224–1231. https://doi.org/10.1037/a0030947

8. Ricker T.J., Nieuwenstein M.R., Bayliss D.M., Barrouillet P. (2018). Working memory consolidation: insights from studies on attention and working memory // Annals of the New York Academy of Sciences. V. 1424, no. 1. Pp. 8–18. https://doi.org/10.1111/nyas.13633

9. Sosic-Vasic Z., Hille K., Kröner J., Spitzer M., Kornmeier J. (2018). When Learning Disturbs Memory – Temporal Profile of Retroactive Interference of Learning on Memory Formation // Frontiers in Psychology. V. 9. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.00082

10. Wang S.Y., Baker K.C., Culbreth J.L., Tracy O., Arora M., Liu T., Morris S., Collins M.B., Wamsley E.J. (2021). Sleep-dependent’ memory consolidation? Brief periods of post-training rest and sleep provide an equivalent benefit for both declarative and procedural memory // Learning & Memory. V. 28, no. 6. Pp. 195–203. https://doi.org/10.1101/lm.053330.120


Рецензия

Для цитирования:


Барышникова В.Е., Никишина В.Б., Петраш Е.А., Сотников В.А., Куликова Е.И. Исследование социально-сетевой интерференции процессов памяти у подростков. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):31-37. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-31-37

For citation:


Baryshnikova V.E., Nikishina V.B., Petrash E.A., Sotnikov V.A., Kulikova E.I. Study of social network interference of memory processes in adolescence. Digital Sociology. 2022;5(4):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-31-37

Просмотров: 448


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)