Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-38-47

Аннотация

Статья посвящена анализу актуальных стратегий медиаактивности интернет-пользователей в экосистеме современных социальных медиа (социальные сети, блоги, хостинги, мессенджеры, мобильные приложения и т.д.). Основу авторского подхода, определяющего новизну исследования, составляет анализ медиаактивности пользователей как совокупности практик медиапотребления и медиапроизводства, образующих диалектическое единство, а также проблематизация субъектно-ориентированной исследовательской оптики, акцентирующей внимание на индивиде как непосредственном медийном субъекте. Само взаимодействие индивида и медиаэкосистемы анализируется с помощью системы показателей входящей и исходящей активности. Входящая активность понимается авторами как совокупность институционально-средовых факторов осуществления практик медиаактивности, исходящая – как характеристика личной активности индивида по реализации медийных практик. Показано, что конфигурация преобладающих типов входящей и исходящей активности формирует индивидуальную медиастратегию. Теоретически обосновано и на основе авторского социологического исследования с применением факторного анализа (онлайн-опрос пользователей социальных сетей, N = 1000) эмпирически подтверждено практическое существование четырех типов индивидуальных медиастратегий: инклюзивно-открытой, эксклюзивно-открытой, инклюзивно-консервативной, эксклюзивно-консервативной. Эмпирически установлена их распространенность. Выявлено, что большинство интернет-пользователей (38,3 %) придерживаются эксклюзивно-открытой медиастратегии, оценивают современные медиаусловия как слишком свободные и потому нуждающиеся в контроле и ограничениях. В заключении приведены перспективные направления дальнейшего научного поиска по теме исследования.

Об авторах

О. А. Гримов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Гримов Олег Александрович, канд. социол. наук, доц. каф. философии и социологии

г. Курск



В. А. Белкина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Белкина Виктория Александровна, преподаватель каф. философии и социологии

г. Курск



Список литературы

1. Агабабян А.Г., Сысоева М.Э. (2019). «#Убыхи_есть»: медиастратегии конструирования этнической идентичности // Известия СОИГСИ. № 31 (70). С. 73–92. https://doi.org/10.23671/VNC.2019.70.27632

2. Ацута А.И. (2017). Медиапотребление и медиатворчество: к вопросу об эффективной киберсоциализации молодежи // Знак: проблемное поле медиаобразования. № 1 (23). С. 18–23.

3. Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. (2021). Социология цифрового общества: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 226 c.

4. Верещагин О.А. (2018). Экодискурс и его номологические корреляты в социогуманитаристике // Гуманитарные ведомости ТГПУ имени Л.Н. Толстого. № 3(27). С. 76–86. https://doi.org/10.22405/2304-4772-2018-2-3-76-86

5. Гримов О.А. (2022). Теоретико-методологические основания и инструментальные комплексы изучения современной медиаэкосистемы // Трансформация этической матрицы в цифровую эпоху. Материалы научной онлайн-конференции с международным участием. М.: МАКС Пресс. С. 57–64.

6. Жилавская И.В. (2012). Медиаактивность молодежи как фактор медиаобразования // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Экология медиапространства». Москва, 27–29 ноября 2012 г. М.: РИНЦ МГГУ имени М.А. Шолохова.

7. Зарина Е.Н., Степанов В.Н. (2014). Инридиопатия как медиастратегия публичной коммуникации: зачем смеетесь? // Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография. Ярославль: Диалог. С. 151–164.

8. Зотов В.В., Асеева И.А., Буданов В.Г., Белкина В.А. (2022). Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации // Цифровая социология. Т. 5, № 2. С. 4–20. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-4-20

9. Качулин А.Г. (2017). Концептуальные предпосылки современной медиаэкологии: социально-философский анализ // Философия и культура. Т. 4, № 4. С. 42–53. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2017.4.23113

10. Леденев Д.Е. (2020). Медиаактивность пользователя как фактор самораскрытия в профиле социальной сети // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века. № 16. С. 322–325.

11. Мельник Г.С. (2020). Новые технологии медиапроизводства: достижения и издержки // Челябинский гуманитарий. № 4(53). С. 48–56.

12. Мурзина Е.В. (2020). Медиапотребление в условиях трансформации современного общества // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. № 5 (68). С. 228–235. https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.018

13. Цуканов Е.А. (2019). Медиакультура и медиатворчество за пределами технологий // Культура в фокусе научных парадигм. № 9. С. 162–166.

14. Jenkins H. (2006). Convergence culture: where old and new media collide. New York: New York University Press. 308 p.

15. Kamensky E. (2020). Digital technologies in the Russians’ everyday life: analysis based on the opinion surveys // Economic Annals-XXI. V. 186, no. 11-12. Pp. 134–142. https://doi.org/10.21003/ea.V186-15

16. Manovich L. (2002). The language of new media. Cambridge, MA: The MIT Press. 400 p.

17. Mihelj S., Jiménez-Martínez С. (2021). Digital nationalism: Understanding the role of digital media in the rise of “new“ nationalism // Nations and Nationalism. V. 27, no. 2. Pp. 331–346. https://doi.org/10.1111/nana.12685

18. Rhee L., Bayer J.B., Lee D.S. Kuru O. (2021). Social by definition: How users define social platforms and why it matters // Telematics and informatics. V. 59. Art. number 101538. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101538

19. Siebl T.M. (2019). Digital transformation: survive and thrive in an era of mass extinction. NY: Rosetta Books. 256 р.

20. Vasilenko L., Meshcheryakova N., Zotov V. (2022). Digitalization of global society: from the emerging social reality to its sociological conceptualization // Wisdom. V. 21, no. 1. Pp. 123–129. https://doi.org/10.24234/wisdom.v21i1.720


Рецензия

Для цитирования:


Гримов О.А., Белкина В.А. Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):38-47. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-38-47

For citation:


Grimov O.A., Belkina V.A. The individual strategies of Internet users’ media activity. Digital Sociology. 2022;5(4):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-38-47

Просмотров: 1112


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)