Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66
Аннотация
Интенсивно развивающиеся информационные и информационно-коммуникационные технологии способствуют трансформации миграционных процессов характерных для современных иностранных студентов. Возникает необходимость переопределения и переосмысления многих понятий, в том числе понятия «диаспора», а также переосмысления роли интернет-технологий в диаспоральных коммуникациях, которые складываются на нескольких уровнях: «мигрант – страна исхода» и «мигрант – страна-реципиент». Меняется характер взаимодействий иностранного гражданина не только с его исторической родиной, но и с государством, в котором он оказывается. Становится очевидным, что интернет-технологии и интернет-коммуникации могут воздействовать на процесс адаптации иностранных студентов, а также на характер их взаимодействий с соотечественниками и представителями иной социально-культурной среды. Медийная коммуникация, которая формируется в интернет-пространстве, оказывает влияние на организацию диаспоры, на ее самоорганизацию, что требует изучения данной сферы, а также изучения возможных аспектов самоорганизации в новых медийных условиях. В статье авторы предпринимают попытку проанализировать, каким образом современные интернет-технологии помогают иностранному студенту на различных этапах его адаптации к новым социокультурным условиям, также оценивают роль этих технологий в подготовительном этапе, когда иностранный студент только планирует свой переезд, находится в активном поиске достоверной информации о вероятных препятствиях, проблемах и возможностях своего пребывания на новой территории. Важный раздел статьи – анализ интернет-технологий как механизма диаспорной коммуникации, а также как механизма реализации коммуникативного капитала диаспоры в процессе адаптации иностранного студента и его интеграции в новые социокультурные условия и образовательную среду вуза.
Об авторах
Т. Н. КаменеваРоссия
Каменева Татьяна Николаевна, д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
К. Д. Кунилова
Россия
Кунилова Ксения Дмитриевна, аспирант
г. Курск
А. В. Целуйко
Россия
Целуйко Андрей Валерьевич, канд. юр. наук, зав. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
Список литературы
1. Бондаренко С.В. (2010). Проблемные локусы методологии «цифровых диаспор» и «виртуальных сообществ мигрантов» // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков экстремизма. Сборник тезисов докладов межрегиональной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. С. 192–200.
2. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. (2014). Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 3. C. 36–58.
3. Волков Ю.Г., Кривопусков В.В., Курбатов В.И. (2021). Цифровые мигранты и цифровая диаспора: новые проблемы и тренды международной миграции // Цифровая социология. Т. 4, № 4. 102–108. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-102-108
4. Головнев А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. (2021). Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб.: МАЭ РАН. 280 с.
5. Исхакова Л.Г. (2016). Цифровая диаспора: особенности структуры мигрантских сообществ в условиях информационного общества // Казанский социально-гуманитарный вестник. №6 (23). C. 60–64.
6. Каменева Т.Н., Кунилова К.Д. (2018). Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. Т. 83, № 2. С. 59–63. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2018-83-2-59-63
7. Киящук Т.В., Киящук А.А. (2010). Виды адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». № 1. С. 25–30.
8. Кунилова К.Д. (2021). Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов) // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 12. № 1.
9. Лужнов С.Д. (2018). Понятие, признаки и правовой статус диаспоры // Проблемы науки. № 5 (29). С. 112–116.
10. Пожидаева М.А. (2016). Интернет-технологии как средство диаспорной коммуникации // Идеи и идеалы. Т. 2, №1 (27). С. 22–29. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2016-1.2-22-29
11. Alonso A., Oiarzabal P.J. (2010). The immigrant worlds’ digital harbors // Diasporas in the new media age – identity, politics and community / Alonso A., Oiarzabal P.J. (eds.), Reno: University of Nevada Press. Pp. 1–18.
12. Brettel C.B., Hollifield J.F. (2000). Migration theory: talking across disciplines. New York: Routledge. 239 p.
Рецензия
Для цитирования:
Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):56-66. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66
For citation:
Kameneva T.N., Kunilova K.D., Tseluiko A.V. Media communication as a factor of diaspora self-organization. Digital Sociology. 2022;5(4):56-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66