Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

Аннотация

Интенсивно развивающиеся информационные и информационно-коммуникационные технологии способствуют трансформации миграционных процессов характерных для современных иностранных студентов. Возникает необходимость переопределения и переосмысления многих понятий, в том числе понятия «диаспора», а также переосмысления роли интернет-технологий в диаспоральных коммуникациях, которые складываются на нескольких уровнях: «мигрант – страна исхода» и «мигрант – страна-реципиент». Меняется характер взаимодействий иностранного гражданина не только с его исторической родиной, но и с государством, в котором он оказывается. Становится очевидным, что интернет-технологии и интернет-коммуникации могут воздействовать на процесс адаптации иностранных студентов, а также на характер их взаимодействий с соотечественниками и представителями иной социально-культурной среды. Медийная коммуникация, которая формируется в интернет-пространстве, оказывает влияние на организацию диаспоры, на ее самоорганизацию, что требует изучения данной сферы, а также изучения возможных аспектов самоорганизации в новых медийных условиях. В статье авторы предпринимают попытку проанализировать, каким образом современные интернет-технологии помогают иностранному студенту на различных этапах его адаптации к новым социокультурным условиям, также оценивают роль этих технологий в подготовительном этапе, когда иностранный студент только планирует свой переезд, находится в активном поиске достоверной информации о вероятных препятствиях, проблемах и возможностях своего пребывания на новой территории. Важный раздел статьи – анализ интернет-технологий как механизма диаспорной коммуникации, а также как механизма реализации коммуникативного капитала диаспоры в процессе адаптации иностранного студента и его интеграции в новые социокультурные условия и образовательную среду вуза.

Об авторах

Т. Н. Каменева
Государственный университет управления
Россия

Каменева Татьяна Николаевна, д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории

г. Москва



К. Д. Кунилова
Курский государственный университет
Россия

Кунилова Ксения Дмитриевна, аспирант

г. Курск



А. В. Целуйко
Государственный университет управления
Россия

Целуйко Андрей Валерьевич, канд. юр. наук, зав. каф. социологии, психологии управления и истории

г. Москва



Список литературы

1. Бондаренко С.В. (2010). Проблемные локусы методологии «цифровых диаспор» и «виртуальных сообществ мигрантов» // Регулирование социально-этнических процессов в условиях региональных рисков экстремизма. Сборник тезисов докладов межрегиональной научно-практической конференции. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. С. 192–200.

2. Варшавская Е.Я., Чудиновских О.С. (2014). Миграционные планы выпускников региональных вузов России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. № 3. C. 36–58.

3. Волков Ю.Г., Кривопусков В.В., Курбатов В.И. (2021). Цифровые мигранты и цифровая диаспора: новые проблемы и тренды международной миграции // Цифровая социология. Т. 4, № 4. 102–108. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-102-108

4. Головнев А.В., Белоруссова С.Ю., Киссер Т.С. (2021). Виртуальная этничность и киберэтнография. СПб.: МАЭ РАН. 280 с.

5. Исхакова Л.Г. (2016). Цифровая диаспора: особенности структуры мигрантских сообществ в условиях информационного общества // Казанский социально-гуманитарный вестник. №6 (23). C. 60–64.

6. Каменева Т.Н., Кунилова К.Д. (2018). Учебный процесс как механизм адаптации иностранных студентов к условиям российского общества // Власть и управление на Востоке России. Т. 83, № 2. С. 59–63. https://doi.org/10.22394/1818-4049-2018-83-2-59-63

7. Киящук Т.В., Киящук А.А. (2010). Виды адаптации иностранных студентов к условиям обучения и проживания в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». № 1. С. 25–30.

8. Кунилова К.Д. (2021). Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов) // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 12. № 1.

9. Лужнов С.Д. (2018). Понятие, признаки и правовой статус диаспоры // Проблемы науки. № 5 (29). С. 112–116.

10. Пожидаева М.А. (2016). Интернет-технологии как средство диаспорной коммуникации // Идеи и идеалы. Т. 2, №1 (27). С. 22–29. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2016-1.2-22-29

11. Alonso A., Oiarzabal P.J. (2010). The immigrant worlds’ digital harbors // Diasporas in the new media age – identity, politics and community / Alonso A., Oiarzabal P.J. (eds.), Reno: University of Nevada Press. Pp. 1–18.

12. Brettel C.B., Hollifield J.F. (2000). Migration theory: talking across disciplines. New York: Routledge. 239 p.


Рецензия

Для цитирования:


Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):56-66. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

For citation:


Kameneva T.N., Kunilova K.D., Tseluiko A.V. Media communication as a factor of diaspora self-organization. Digital Sociology. 2022;5(4):56-66. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

Просмотров: 464


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)