Структура символического капитала в современной коммуникационной среде: цифросетевая прогрессия
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-51-57
Аннотация
С учетом наблюдаемой в современной коммуникационной среде цифросетевой прогрессии в статье проводится ревизия понятийного аппарата коммуникологии, на основании которой осуществляется обоснование структуры символического капитала. Выделяются дополнительные дискретные разновидности: паблицитный капитал, сетевой капитал и медиакапитал. Обозначаются роль и место репутационного капитала, цифрового капитала, мобильного капитала и информационного капитала в структуре символического капитала. Теоретико-методологической основой исследования являются: подход структуралистского конструктивизма (П. Бурдье), концепция мобильной социологии (Дж. Урри), теория коммуникологии (Ф. И. Шарков). Используется комплекс следующих теоретических методов: структурный анализ, системный анализ, моделирование. Делается вывод, что представленная модель дифференциации разновидностей символического капитала позволяет, с одной стороны, систематизировать существующие в социальных науках научные изыскания, одновременно показав их дискретность и при этом наличие взаимосвязей, с другой стороны, посмотреть на данную структуру сквозь призму коммуникологии, тем самым подчеркнув доминанту социокоммуникационных отношений в контексте цифросетевой прогрессии современной коммуникационной среды. В результате чего выстраивается социальная структура, оказывающаяся в значительной степени медиатизированной. По итогам проведенного исследования указываются ограничения для предлагаемой авторской шестикомпонентной структуры символического капитала. Обозначаются перспективы проведенного теоретического исследования, необходимость их дальнейшего подтверждения на эмпирическом уровне.
Об авторе
А. А. ЕфановРоссия
Александр Александрович Ефанов, канд. социол. наук, доц. каф., доц.,
каф. теории и практики общественных связей
Москва
Список литературы
1. Белл Д. (2004). Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia. 944 с.
2. Бурдье П. (2005). Социальное пространство: поля и практики. Пер. с франц. Шматко Н. А. СПб: Алетейя; М.: Институт экспериментальной социологии. 576 с.
3. Вартанова Е. Л., Гладкова А. А. (2021). Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 1. С. 3–29. doi: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.329
4. Волков Ю. Г., Кривопусков В. В., Курбатов В. И. (2021). Цифровые мигранты и цифровая диаспора: новые проблемы и тренды международной миграции // Цифровая социология. Т. 4, № 4. С. 102–108. doi: 10.26425/2658-347X-2021-4-4-102-108
5. Гавра Д. П. (2016). Информационная логистика в коммуникациях региона // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. № 1. С. 113–118.
6. Ефанов А. А. (2021). Деконструкция образа инфлюенсера в современном медиапространстве // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5. С. 32–46. doi: 10.14515/monitoring.2021.5.1958
7. Зотов В. В., Асеева И. А., Буданов В. Г., Белкина В. А. (2022). Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации // Цифровая социология. Т. 5, № 2. С. 4–20. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-2-4-20
8. Кирия И.В. (2009). Актуальные вопросы теории медиакапитала // Меди@льманах. T. 35, № 6. С. 16–27.
9. Лотман Г. Р. (1997). Ротшильды – короли банкиров. Пер. с англ. Гордиенко А. Н. Минск: Интердайджест. 352 c.
10. Мещерякова Н. Н., Василенко Л. А. (2021). Рецензия на книгу: Кравченко С. А. «Социология цифровизации : учебник для вузов» // Цифровая социология. Т. 4, № 4. С. 109–113. doi: 10.26425/2658-347X-2021-4-4-109-113
11. Разов П. В., Гараганов А. В. (2022). Цифровизация средств массовой информации как фактор влияния на доверие к искусственному интеллекту // Цифровая социология. Т. 5, № 4. С. 90–97. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-4-90-97
12. Решетникова И. И. (2011). Репутационный капитал как фактор обеспечения конкурентоспособности российского бизнеса: теория, методология исследования, проблемы формирования и управления в условиях глобализации рынков: дис. … д-ра. экон. наук: 08. 00. 05. Волгоград: Волгоградский государственный технический университет. 357 с.
13. Савельева Е. П. (2011). Новые группы профессионалов в условиях мобильного сетевого общества // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 14, № 3. С. 67–82.
14. Фомичева И. Д. (2017). Медийный капитал и его состав // Медиаскоп. № 2. С. 1.
15. Шарков Ф. И. (2010). Коммуникология: основы теории коммуникации. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 592 c.
16. Швецова А. В. (2022). Виртуализация приватности как элемент нового гендерного порядка // Цифровая социология. Т. 5. № 3. С. 4-13. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-3-4-13
17. Шишкина М. А. (2002). Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб.: СЗРЦ «Русич», Паллада-медиа. 444 c.
18. Hamelink C. J. (2020). The Ethics of Cyberspace. London: Sage. 326 p.
19. Park S. (2017). Digital Capital. London: Palgrave Macmillan. 147 p.
20. Ragnedda M. (2018). Conceptualizing Digital Capital // Telematics and Informatics. V. 35, no. 8. Pp. 2366–2375. doi: 10.1016/j.tele.2018.10.006
21. Urry J. (2009). Mobilities. Cambridge: Polity Press. 203 p.
22. Yefanov A., Tomin V. (2020). Public Opinion Leaders Designing in Modern Neo-Information Society // Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: Multilingualism, Multimodality, Multiculturalism. Dubai: KnE Social Sciences. Pp. 299–311. doi: 10.18502/kss.v4i2.6348
Рецензия
Для цитирования:
Ефанов А.А. Структура символического капитала в современной коммуникационной среде: цифросетевая прогрессия. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(2):51-57. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-51-57
For citation:
Yefanov A.A. Structure of symbolic capital in the modern communication environment: digital network progression. Digital Sociology. 2023;6(2):51-57. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-51-57