Предпочтительные формы учебной работы студентов-медиков в эпоху цифровизации
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-58-69
Аннотация
В статье представлены результаты социологического исследования, посвященного предпочтительным формам учебной работы студентов-медиков в эпоху цифровизации. Исследование осуществлено среди студентов Приволжского исследовательского медицинского университета с использованием онлайн-опроса.
Цель исследования – выявить отношение разнообразных типологических групп студентов-медиков к различным формам и приемам научно-методического обеспечения учебного процесса, в том числе с использованием цифровых технологий.
Исследование показало, что за многообразием установок студентов-медиков на эффективность разных форм обучения прослеживается готовность молодых людей отойти от традиционных методов получения профессиональных знаний и навыков, и у них явно просматривается сложный запрос на новые формы преподавания, в том числе с использованием сети «Интернет» и электронных ресурсов. Оценка различных форм и методов обучения имеет заметные отличия в зависимости от принадлежности студентов к тем или иным факультетам. Осуществлен анализ оценок студентами эффективности различных форм обучения с использованием многомерного анализа данных, позволившего выделить четыре типа студенческих установок: 1) ориентация на онлайн-обучение; 2) живой контакт с преподавателем; 3) электронная библиотека; 4) работа с конспектами учебных материалов. Каждый из этих типов содержит свой набор предпочитаемых и отвергаемых предметов.
Об авторах
И. Е. ЗолинРоссия
Золин Игорь Евгеньевич, д-р социол. наук, проф., проф. каф.
каф. общей социологии и социальной работы
каф. экономики и обеспечения экономической безопасности
Нижний Новгород
А. А. Иудин
Россия
Иудин Александр Анатольевич, д-р экон. наук, проф.
каф. отраслевой и прикладной социологии
Нижний Новгород
Д. И. Иудин
Россия
Дмитрий Игоревич Иудин, д-р физ.-мат. наук, зав. каф.
каф. медицинской физики и информатики
Нижний Новгород
А. И. Иудин
Россия
Александр Игоревич Иудин, канд. социол. наук, директор
Нижний Новгород
Список литературы
1. Беззубцева М. В., Григорьева Н. С., Демкина А. Е., Кочергина А. М. (2022). Цифровизация здравоохранения в России: мониторинговое исследование цифровой грамотности медицинских работников // Государственное управление. Электронный вестник. № 93. С. 108−120. doi: 10.24412/2070-1381-2022-93-108-120
2. Везиров Т. Т., Исмаилова З. Н., Шахбанов Ш. Н. (2021). Специфика обучения студентов медицинских специальностей в условиях цифровой образовательной среды // Проблемы современного педагогического образования. № 72−3. С. 62−65.
3. Гаирбекова П. И. (2021). Актуальные проблемы цифровизации образования в России // Современные проблемы науки и образования. № 2. doi: 10.17513/spno.30673
4. Дрёмова Н. Б., Фетисова Е. Ю., Толкачёва И. В. (2022). Трансформация технологии проектного обучения студентов-медиков в условиях цифровой образовательной среды // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. № 3. С. 35−37.
5. Золин И. Е., Иудин А. А., Иудин Д. И., Иудин А. И. (2022). Отношение студентов-медиков к изучению физико-математических дисциплин // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 15, № 2. С. 172−193. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-studentov-medikov-k-izucheniyu-fiziko-matematicheskih-distsiplin?ysclid=lje9va4nwl169163966
6. Золин И. Е., Иудин А. А., Иудин Д. И., Иудин А. И. (2023). Отношение студентов-медиков к учебной программе подготовки врача // Медицинское образование и профессиональное развитие. Т. 14, № 1. С. 40–62. URL: https://www.medobr.ru/ru/jarticles/758.html?SSr=460134b1e315ffffffff27c__07e7061b0f2e1c-334d
7. Итинсон К. С., Чиркова В. М. (2019). Анализ существующих информационных ресурсов сети «Интернет», используемых в обучении студентов в медицинских вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 8, № 1 (26). С. 144-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-suschestvuyuschih-informatsionnyh-resursov-seti-internet-ispolzuemyh-v-obuchenii-studentov-v-meditsinskih-vuzah?ysclid=ljea9ids3245333723
8. Колсанов А. В., Воронин А. С., Назарян А. К. и др. (2019). Трансформация системы высшего медицинского образования на примере Самарского государственного медицинского университета // Современные проблемы науки и образования. № 4.
9. Лампатов В. В., Трухачева Н. В., Гусева А. В., Лескова С. С., Пупырев Н. П. (2021). Цифровое будущее − обучение врачей и провизоров // Мир науки, культуры, образования. № 2 (87). С. 363−366.
10. Леванов В. М., Перевезенцев Е. А., Гаврилова А. Н. (2020). Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии Covid-19: первый опыт глазами студентов // Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. № 2. С. 3−9.
11. Литвинова Т. М., Галузина И. И., Засова Л. B., Присяжная Н. В. (2021). Медицинское образование в России: векторы перезагрузки в условиях пандемии // Национальное здравоохранение. Т. 2, № 1. С.12−20. doi: 10.47093/2713-069X.2021.2.1.12-20
12. Минина В. Н. (2020). Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13, № 1. С. 84–101. doi: 10.21638/spbu12.2020.106
13. Присяжная Н. В., Павлов С. В. (2021). Социогуманитарное знание и цифровизация медицинского образования и здравоохранения // Социологические исследования. № 1. С. 146−148.
14. Романов А. С. (2020). Отношение студентов регионального университета к жизни и учебе в условиях самоизоляции // Социология медицины. Т. 19, № 1. C. 75−77. doi: 10.17816/1728-2810-2020-19-1-75-77
15. Романцов М. Г., Мельникова И. Ю. (2015). Инновации в медицинском образовании посредством внедрения педагогических технологий // Успехи современного естествознания. № 2. С. 189−194.
16. Шкарин В. В., Петров В. И., Поройский С. В. (2022). Лучшие образовательные практики (кейсы) Волгоградского государственного медицинского университета : монография. Волгоград: ВолгГМУ. 336 с.
17. Шубочкина Е. И. (2021). Цифровое пространство и его влияние на образ жизни и здоровье учащейся молодежи (обзор литературы) // Социология медицины. Т. 20, № 1. C. 89−98. doi: 10.17816/1728-2810-20-1-91
18. Pei L., Wu H. (2019). Does online learning work better than offline learning in undergraduate medical education? A systematic review and meta-analysis // Med Educ Online. V. 24, no. 1. Pp. 1−13. doi: 10.1080/10872981.2019.1666538
Рецензия
Для цитирования:
Золин И.Е., Иудин А.А., Иудин Д.И., Иудин А.И. Предпочтительные формы учебной работы студентов-медиков в эпоху цифровизации. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(2):58-69. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-58-69
For citation:
Zolin I.E., Iudin A.A., Iudin D.I., Iudin A.I. Preferable academic work forms of medical students in the era of digitalization. Digital Sociology. 2023;6(2):58-69. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-58-69