Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Влияние дистанционного формата обучения на качество образовательного процесса (по результатам исследования, проведенного в Государственном университете управления)

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-89-98

Полный текст:

Аннотация

   Цифровизация набирает оборот стремительными темпами, коснувшись всех сфер жизни общества, включая и образование, где в результате глобальной пандемии Covid-19 был осуществлен форсированный переход с очного формата обучения на дистанционный, цифровой формат. Однако качество учебной деятельности при данном переходе существенно снизилось, о чем свидетельствуют многочисленные исследования 2020–2023 гг. Поэтому необходимо подвергнуть осмыслению основные проблемы, связанные с сокращением традиционных аудиторных образовательных практик и переходом с офлайн-формата обучения на онлайн-формат.

   Целью исследования является выяснение мнения обучающихся о качестве образовательной деятельности в формате дистанционного обучения; выявление трудностей, возникших у участников образовательного процесса в связи с экстренным переходом на онлайн-обучение; определение перспектив получившей развитие системы онлайн-обучения на уровне высшего образования.0

   Для реализации поставленной цели использовались теоретические и эмпирические методы исследования, а также качественный и количественный анализ полученных данных. Выборку составили ответы 100 студентов 1 курса Государственного университета управления, получающих профессиональное образование по разным направлениям подготовки. В результате обработки ответов студентов было отмечено в целом положительное отношение к дистанционному образованию, однако форсированная цифровизация выявила и отрицательные стороны данного перехода. В связи с этим предлагается сформировать рекомендации о необходимости разработки принципов комбинированной системы образовательного процесса, предусматривающей сочетание онлайн и офлайн-форматов. Помимо вышеизложенного, задача автора заключается в предложении современных интерактивных методик, которые будут применяться на онлайн-платформах с целью повышения интереса к обучению и улучшения качества образовательного процесса.

Об авторе

И. К. Щербакова
Государственный университет управления
Россия

Ирина Константиновна Щербакова, канд. ист. наук, доц.

каф. социологии, психологии управления и истории

Москва



Список литературы

1. Авдеева А. А. (2021). Специфика профессиональной адаптации представителей различных поколений в условиях цифровизации // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Технологическое лидерство: взгляд за горизонт : материалы IV Международного научного форума; М.: Государственный университет управления. С. 5–11.

2. Афанасьев В. Я., Воронцов Н. В. (2022). Влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость в дистанционном обучении в цифровой среде // Цифровая социология. Т. 5, № 1. С.76–86. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86.

3. Виниченко М. В., Никипорец-Такигава Г. Ю., Ляпунова Н. В. и др. (2021). Характер влияния цифровизации и искусственного интеллекта на социокультурную среду и образование в условиях пандемии: взгляды студентов поколения Z России и Словакии // Перспективы науки и образования. Т. 51, № 3. С. 26–42.

4. Игель Н. Л. Шаповал Г. Н., Карташова Е. А. (2020). Проблемы организации дистанционного обучения в период всеобщей изоляции // Приоритеты мировой науки: эксперимент и научная дискуссия: Материалы XXIV Международной научной конференции, Моррисвилль, Северная Каролина, США: Lulu Press Inc. С. 76–78.

5. Каменева Т. Н., Кунилова К. Д., Целуйко А. В. (2022). Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры // Цифровая социология. Т. 5, № 4. С. 56–66. doi: 10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

6. Королева Т. Э. (2021). Студент и преподаватель в цифровом образовании // Цифровизация инженерного образования: Сборник материалов Международной онлайн-конференции; Ижевск: Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова. С. 15–18.

7. Ларина Е. Д. (2020). Предпосылки и социальные последствия цифровизации системы образования в России и Китае // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. Т. 13, № 1. С. 102–112. doi: 10.21638/spbu12.2020.107

8. Лейбин В. М. (1997). Римский клуб: хроника докладов // Философия и общество. № 6. С. 204–221.

9. Мищенко Я. П. (2021). Перспективы развития дистанционного образования. Достоинства и недостатки // Цифровизация публичного администрирования, экономики, политики и социальной сферы: проблемы и перспективы: Сборник докладов научно-практической конференции с международным участием, Ростов-на-Дону. С. 143–147.

10. Муллина С. Э. (2021). Технология видеоконференций в условиях дистанционного обучения как средство формирования мотивации студентов СПО // Современное профессиональное образование: опыт, проблемы, перспективы: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 22 марта 2021 г.; Ростов-на-Дону: Издательство «ВВМ». С. 267–271.

11. Панов А. А. (2022). Дистанционное обучение в современном мире. Преимущества и недостатки // Искусство управлять: наука, практика, проектные технологии: материалы I Всероссийского межвузовского форума; М.: Государственный университет управления. С. 204–207.

12. Рахматуллина З. Б. (2021). Некоторые социальные риски и преимущества дистанционного обучения // Современное общество в условиях социально-экономической неопределенности: XV Международная научная конференция «Сорокинские чтения–2021», Москва, 04 марта 2021 г. М.: ООО «МАКС Пресс». С. 1185–1187. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46559896

13. Сорокина Г. П. (2021). Особенности реализации смешанного обучения в вузе : монография. М.: Русайнс. 88 с.

14. Терелянский П. В. (2021). Внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса вузов // Вестник университета. № 5. С. 37–47. doi: 10.26425/1816-4277-2021-5-37-47

15. Щенников С. А., Абрамова Е. И., Бендова Л. В. и др. (2017). Технологичное деловое образование взрослых. Методология и практика : монография. Жуковский: «Международный институт менеджмента ЛИНК». 408 с.

16. Тучкова И. Г. (2021). Мотивация студентов в период дистанционного обучения // Актуальные проблемы управления – 2021 : материалы 26-й Международной научно-технической конференции, 23–24 ноября 2021 г. М.: Государственный университет управления. С. 66–68.

17. Шишкова А. В. (2022). Проблема когнитивного благополучия студентов в системе дистанционного обучения // Актуальные проблемы управления – 2021: материалы 26-й Международной науч.-техн. Конференции 23-24 ноября 2021 г.; М.: Государственный университет управления. С. 82–86.

18. Шкляева Н. А. (2021) Способы повышения вовлеченности обучающихся в учебную деятельность на занятиях в дистанционной форме // Инновационное управление персоналом : материалы XII Международного межвузовского кадрового форума им. А. Я. Кибанова, 12–14 мая 2021 г. М.: Государственный университет управления. С. 7–10.

19. Popov I. Е. (2021). New trends in distant education abroad: approaches for economic specialties // Педагогический журнал. V. 11, no. 3А. Pp. 158–165. URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2021-3/3e-popov.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Щербакова И.К. Влияние дистанционного формата обучения на качество образовательного процесса (по результатам исследования, проведенного в Государственном университете управления). Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(2):89-98. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-89-98

For citation:


Shcherbakova I.K. The distance learning impact on the quality of the educational process (according to the study results conducted at the State University of Management). Digital Sociology. 2023;6(2):89-98. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-89-98

Просмотров: 159


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)