Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Риски цифровизации образовательного пространства как дигитальные демаркаторы корпоративной среды современного вуза

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-34-44

Аннотация

В статье рассматривается проблема репликации представителями вузовских субкорпораций рисков цифровизации и дигитализации образовательного пространства в современных учреждениях высшего образования. Представлено, что современный вуз постепенно превращается в квазикорпорацию, в которой работники и обучающиеся обладают специфическим корпоративным сознанием, выделены их характеристики. В основе статьи лежит представление о том, что дигитальные риски, возникающие в процессе цифровизации образовательного пространства современного вуза, выступают в качестве демаркаторов отношения к происходящим трансформациям со стороны представителей вузовских субкорпораций, основными из которых являются административные работники, преподаватели и научные сотрудники, студенты. При написании статьи использованы результаты авторских социологических исследований, проведенных в период с 2019 г. по 2022 г., экспертных опросов и фокус-групповых интервью, в ходе которых были получены валидные и репрезентативные данные. На основе полученных данных в зависимости от восприятия стратегии цифровизации и дигитализации системы образования представители вузовских субкорпораций условно разделены на четыре группы: «последовательные сторонники», «умеренные прагматики», «скептики», «не определившиеся». Каждая из них, за исключением последней, характеризуется специфическими диспозициями в отношении рисков (риск-диспозициями). Определение риск-диспозиций носят условный характер: «риск-прогрессоры», «риск-менеджеры», «риск-оппозиционеры». Определены демаркаторы, регулирующие диспозиции представителей вузовских субкорпораций.

Об авторах

Я. И. Серкина
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Серкина Яна Игоревна, Д-р социол. наук, доц. каф. менеджмента и маркетинга

г. Белгород



А. Э. Ушамирский
Волжский институт экономики, педагогики и права
Россия

Ушамирский Алексей Эдуардович, Д-р социол. наук, декан юридического факультета

г. Волжский



Г. А. Ельникова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Ельникова Галина Алексеевна, Д-р социол. наук, проф. каф. социальной работы

г. Белгород



Список литературы

1. Алексеева Д.А., Алексеева И.Ю. Преподаватель в контексте цифровизации образования. Ведомости прикладной этики. 2021;57:83–92.

2. Батракова И.С., Глубокова Е.Н., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Изменения педагогической деятельности преподавателя вуза в условиях цифровизации образования. Высшее образование в России. 2021;8-9(30):9–19. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19

3. Дутко Ю.А, Беловол Е.В. Особенности формирования мышления личности в цифровой среде (сравнительный анализ поколений). Научный результат. Педагогика и психология образования. 2020;1(6):78–92. https://doi.org/10.18413/2313-8971-2020-6-1-0-7

4. Зотов В.В., Асеева И.А., Буданов В.Г., Белкина В.А. Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;2(5):4–20. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-4-20

5. Масалова Ю.А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2021;3(25):33– 44. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.03.025

6. Мещерякова Н.Н., Василенко Л.А. Рецензия на книгу: Кравченко С.А. «Социология цифровизации: учебник для вузов». Москва: Юрайт, 2021. 236 c. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(4):109–113. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-109-113

7. Мещерякова Н.Н., Василенко Л.А. Социология цифрового общества: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического университета; 2021. 226 с.

8. Пазухина С.В. Типы адаптации студентов к условиям обучения в цифровой среде. Гуманитарные науки. 2020;4(52):41–47.

9. Тихонов А.В., Богданов В.С. От «умного регулирования» к «умному управлению»: социальная проблема цифровизации обратной связи. Социологические исследования. 2020;1:74–81. https://doi.org/10.31857/S013216250008325-0

10. Фирсова С.В., Данилина О.М., Дашков А.А., Показаньев В.Ю. Культура как атрибут цифровой трансформации. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;1(4):4–11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-1-4-11


Рецензия

Для цитирования:


Серкина Я.И., Ушамирский А.Э., Ельникова Г.А. Риски цифровизации образовательного пространства как дигитальные демаркаторы корпоративной среды современного вуза. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(3):34-44. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-34-44

For citation:


Serkina Ya.I., Ushamirsky A.E., Elnikova G.A. Risks of educational space digitalization as digital demarcators of modern university corporate environment. Digital Sociology. 2023;6(3):34-44. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-34-44

Просмотров: 332


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)