Анализ проблемы распространения фейковой информации в интернет-пространстве
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78
Аннотация
Современное интернет-пространство наполнено различного рода информацией, в том числе и недостоверной – «фейковой». В складывающихся в настоящее время социокультурных, социально-политических, социально-экономических условиях следует ожидать дальнейшего увеличения распространения фейков и, как следствие, их негативного влияния на жизнь людей. В статье проанализированы результаты социологического исследования, посвященного отношению населения Курской области к фейкам, распространяемым в интернет-пространстве. Эмпирической базой исследования послужили результаты онлайн-анкетирования, проведенного в сентябре 2022 г. на территории Курской области. Выборочная совокупность исследования составила 521 человек, проживающих на территории Курска и Курской области. В ходе исследования было установлено, что фейки становятся реальной частью жизни современного общества. Жители региона постоянно сталкиваются с недостоверной информацией и, признавая ее опасность, отмечают, что фейки все же «притягивают» их внимание. Складывающаяся в настоящее время ситуация требует разработки дополнительных мер регулирования в сфере распространения информации в интернет-пространстве.
Об авторах
Т. Н. КаменеваРоссия
Каменева Татьяна Николаевна, Д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва
А. В. Кульчитцкий
Россия
Кульчитцкий Алексей Владимирович, Канд. ист. наук, проректор по научной и воспитательной работе
г. Курск
С. А. Котляров
Россия
Котляров Сергей Александрович, Заместитель главы администрации
г. Курск
М. Ю. Казарян
Россия
Казарян Мария Юрьевна, Канд. психол. наук, доц. кафедры педагогики и педагогической психологии
г. Москва
Е. С. Орлова
Россия
Орлова Екатерина Сергеевна, Канд. мед. наук, доц. каф. педагогики и педагогической психологии
г. Москва
Список литературы
1. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа; 2011. 132 с.
2. Брусенская Л.А., Куликова Э.Г. Фейк как элемент манипулирования общественным сознанием. Гуманитарные и социальные науки. 2018;5:101–112. https://doi.org/10.18522/2070-1403-2018-70-5-101-112
3. Гридчин А.А., Зырянова М.О. Анализ проблемы распространения фейковой информации в современном социуме (на примере письменных экспертных интервью). Общество: социология, психология, педагогика. 2021;4(84):25–28. https://doi.org/10.24158/spp.2021.4.3
4. Зырянова М.О. Способы противодействия распространению фейковой информации. Общество: социология, психология, педагогика. 2020;6:80–83.
5. Зязин С.Ю., Каменева Т.Н., Лескова И.В. Информационное общество: социально-политическая коммуникация и ориентация: учебное пособие для студентов, изучающих дисциплины «социология массовых коммуникаций», «социальная политика», «социология культуры», «социология рисков». М.: Международная женская академия «АИША»; 2023. 376 с.
6. Распопова С.С., Богдан Е.Н. Фейковые новости: природа происхождения. Вестник ЧелГУ. 2017;11(407):48–53.
7. Рябченко Н.А., Малышева О.П. Трансформация социально-политической коммуникации: структурно-реляционный анализ феномена Fake News. В кн.: Социальная инженерия: как социология меняет мир: материалы IX международной социологической Грушинской конференции, Москва, 20–21 марта 2019 г. М.: ВЦИОМ; 2019. С. 46–52.
8. Сергеев А.Ю. Широкова О.В. Мошенничество в цифровом обществе в условиях социальных изменений. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;1(6):59–71. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-1-59-71
9. Шевцов К.П. Современный мир как общество фейка. Вестник РХГА. 2019;3:52–62. https://doi.org/10.25991/VRHGA.2019.20.3.038
Рецензия
Для цитирования:
Каменева Т.Н., Кульчитцкий А.В., Котляров С.А., Казарян М.Ю., Орлова Е.С. Анализ проблемы распространения фейковой информации в интернет-пространстве. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(3):73-78. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78
For citation:
Kameneva T.N., Kulchitskiy A.V., Kotlyarov S.A., Kazaryan M.Yu., Orlova E.S. Problem of spreading fake information in the Internet space analysis. Digital Sociology. 2023;6(3):73-78. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78