Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-4-13

Аннотация

Статья посвящена исследованию социокультурной специфики процессов цифровизации системы государственного управления, экономики и образования Китая. С помощью историко-философского, компаративного и герменевтического методов, а также анализа вторичных источников и статистической информации авторы рассматривают, в чем заключаются социокультурные особенности стратегии китайского цифрового прорыва и какое влияние эта стратегия может оказать на глобальный мир. Обозначены проблемные области цифровизации: соответствующая духу времени и востребованная населением прозрачность системы государственного управления против жесткого государственного контроля различных сфер жизни; глобальный интернет против кибернетического суверенитета; соблюдение баланса интернационализации и локализации китайского образования. Выявлен ряд потенциальных сфер влияния на международное сообщество: стандартизация мирового уровня; востребованность китайского образования (в том числе в области государственного управления) на мировом рынке образовательных услуг; развитие технологий искусственного интеллекта благодаря национальным особенностям Китая (огромный объем внутринациональных данных, возможность массового внедрения разработок, финансовые средства страны). Отдельное внимание уделяется проблеме кибернетического суверенитета. В ее рамках проанализированы три основных вида безопасности, на которые ориентирована информационная сфера Китая: компьютерная, когнитивная и информационно-психологическая

Об авторах

М. Ю. Захаров
Государственный университет управления
Россия

Захаров Михаил Юрьевич, Д-р филос. наук, зав. каф. философии

г. Москва



А. В. Шишкова
Государственный университет управления
Россия

Шишкова Анастасия Викторовна, Канд. филос. наук, доц. каф. философии

г. Москва



Список литературы

1. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент: монография. Серия: Формы правления. М.: Европа; 2005. 304 с.

2. Маслов А.А. Конфуций. Суждения и беседы. Серия: Путь мастера. Ростов-на-Дону: Феникс; 2004. 304 с.

3. Gulati M. Online learning in China during COVID-19: some lessons. SSRN. 2020. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3683656

4. Guo F., Luo Ya., Liu L., Shi J., Coates H. Analysing mechanisms for evaluating higher education outcomes in China. Higher Education Policy. 2019;3(32):557–575. http://dx.doi.org/10.1057/s41307-019-00140-6

5. Jing Yi., Zhang Z. Сontinuity versus сhange: evolving trajectories of Chinese public administration. Public Administration Issues. 2023;6:70–83. http://dx.doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-6-70-83

6. Sun Ch., Bwanali Th.R., Berry F., Yi H. Internationalization of public administration education in China: international students’ perspective. Journal of Public Affairs Education. 2021;1(27):72–95. https://doi.org/10.1080/15236803.2019.1699984

7. Yang K. Globalization and public affairs education: the case of China. Journal of Public Affairs Education. 2005;2(11):105–120. http://dx.doi.org/10.1080/15236803.2005.12001384

8. Yang R. Political culture and higher education governance in Chinese societies: some reflections. Frontiers of Education in China. 2020;2(15):187–221. https://doi.org/10.1007/s11516-020-0010-z

9. Wang Zh., Chu Z. Examination of higher education teachers’ self-perception of digital competence, self-efficacy, and facilitating conditions: an empirical study in the context of China. Sustainability. 2023:14(15):10945. http://dx.doi.org/10.3390/su151410945

10. Wu W., Ma L., Yu W. Government transparency and perceived social equity: assessing the moderating effect of citizen trust in China. Administration & Society. 2017;6(49):882–906. https://doi.org/10.1177/0095399716685799


Рецензия

Для цитирования:


Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(1):4-13. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-4-13

For citation:


Zakharov M.Yu., Shishkova A.V. Digital economy and education in China: globalisation and cyber sovereignty. Digital Sociology. 2024;7(1):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-4-13

Просмотров: 1109


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)