Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-4-13
Аннотация
Статья посвящена исследованию социокультурной специфики процессов цифровизации системы государственного управления, экономики и образования Китая. С помощью историко-философского, компаративного и герменевтического методов, а также анализа вторичных источников и статистической информации авторы рассматривают, в чем заключаются социокультурные особенности стратегии китайского цифрового прорыва и какое влияние эта стратегия может оказать на глобальный мир. Обозначены проблемные области цифровизации: соответствующая духу времени и востребованная населением прозрачность системы государственного управления против жесткого государственного контроля различных сфер жизни; глобальный интернет против кибернетического суверенитета; соблюдение баланса интернационализации и локализации китайского образования. Выявлен ряд потенциальных сфер влияния на международное сообщество: стандартизация мирового уровня; востребованность китайского образования (в том числе в области государственного управления) на мировом рынке образовательных услуг; развитие технологий искусственного интеллекта благодаря национальным особенностям Китая (огромный объем внутринациональных данных, возможность массового внедрения разработок, финансовые средства страны). Отдельное внимание уделяется проблеме кибернетического суверенитета. В ее рамках проанализированы три основных вида безопасности, на которые ориентирована информационная сфера Китая: компьютерная, когнитивная и информационно-психологическая
Об авторах
М. Ю. ЗахаровРоссия
Захаров Михаил Юрьевич, Д-р филос. наук, зав. каф. философии
г. Москва
А. В. Шишкова
Россия
Шишкова Анастасия Викторовна, Канд. филос. наук, доц. каф. философии
г. Москва
Список литературы
1. Малявин В.В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент: монография. Серия: Формы правления. М.: Европа; 2005. 304 с.
2. Маслов А.А. Конфуций. Суждения и беседы. Серия: Путь мастера. Ростов-на-Дону: Феникс; 2004. 304 с.
3. Gulati M. Online learning in China during COVID-19: some lessons. SSRN. 2020. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.3683656
4. Guo F., Luo Ya., Liu L., Shi J., Coates H. Analysing mechanisms for evaluating higher education outcomes in China. Higher Education Policy. 2019;3(32):557–575. http://dx.doi.org/10.1057/s41307-019-00140-6
5. Jing Yi., Zhang Z. Сontinuity versus сhange: evolving trajectories of Chinese public administration. Public Administration Issues. 2023;6:70–83. http://dx.doi.org/10.17323/1999-5431-2023-0-6-70-83
6. Sun Ch., Bwanali Th.R., Berry F., Yi H. Internationalization of public administration education in China: international students’ perspective. Journal of Public Affairs Education. 2021;1(27):72–95. https://doi.org/10.1080/15236803.2019.1699984
7. Yang K. Globalization and public affairs education: the case of China. Journal of Public Affairs Education. 2005;2(11):105–120. http://dx.doi.org/10.1080/15236803.2005.12001384
8. Yang R. Political culture and higher education governance in Chinese societies: some reflections. Frontiers of Education in China. 2020;2(15):187–221. https://doi.org/10.1007/s11516-020-0010-z
9. Wang Zh., Chu Z. Examination of higher education teachers’ self-perception of digital competence, self-efficacy, and facilitating conditions: an empirical study in the context of China. Sustainability. 2023:14(15):10945. http://dx.doi.org/10.3390/su151410945
10. Wu W., Ma L., Yu W. Government transparency and perceived social equity: assessing the moderating effect of citizen trust in China. Administration & Society. 2017;6(49):882–906. https://doi.org/10.1177/0095399716685799
Рецензия
Для цитирования:
Захаров М.Ю., Шишкова А.В. Цифровая экономика и образование в Китае: глобализация и кибернетический суверенитет. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(1):4-13. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-4-13
For citation:
Zakharov M.Yu., Shishkova A.V. Digital economy and education in China: globalisation and cyber sovereignty. Digital Sociology. 2024;7(1):4-13. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-4-13