Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Постпандемия: итоги и перспективы цифровизации высшего образования

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-86-96

Аннотация

В статье предпринята попытка анализа промежуточных итогов цифровизации системы российского высшего образования в период постпандемии. Методами исследования выступили анализ нормативно-правовой документации, статистический анализ данных Федеральной службы государственной статистики, вторичный анализ результатов исследовательских центров Высшей школы экономики, Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова и др. Основные результаты связаны с анализом динамики показателей трансформации социального пространства в системе высшего образования в процессе цифровизации. Авторы рассматривают цифровизацию высшей школы как фактор, который поддерживает социальное неравенство и стимулирует развитие его новых форм. Авторы приходят к выводу, что сохранение дистанционных форм обучения в вузах закрепляет коммуникативные барьеры как внутри студенческой среды, так и между студенческим и преподавательским сообществами. Особый акцент делается на замедленной скорости повышения уровня цифровой грамотности преподавателей. В ходе анализа авторы приходят к выводу, что трансформация высшей школы через цифровизацию процесса все еще идет достаточно сдержанными темпами вследствие медленного оснащения вузов необходимыми для перехода на «цифру» финансовыми, техническими, кадровыми ресурсами. Новизна работы состоит в фиксировании итогов трансформации социальных отношений в рамках системы высшего образования в условиях цифровизации и определения ее характерных особенностей, в том числе уровня готовности участников образовательного процесса к реализации определенных государством векторов трансформации высшей школы России

Об авторах

Т. Н. Юдина
Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Юдина Татьяна Николаевна, Д-р социол. наук, главный науч. сотр. Института демографических исcледований, проф. каф. социологии

г. Москва



Н. Н. Сёмочкина
Российский государственный социальный университет
Россия

Сёмочкина Наталья Николаевна, Канд. социол. наук, доц. каф. социологии,  этнографии и социометрии

г. Москва



Список литературы

1. Алексеева К.В., Вергелес К.П., Захаров А.Б., Карной М., Ларина Г.С., Маркина В.М. и др. Восприятие контингента. (Не)обычные школы: разнообразие и неравенство: монография. М.: НИУ ВШЭ; 2019. 232 с.

2. Алтухова Е.В. Наука и высшее образование в системе цифровизации экономики. В кн.: Национальные экономики в условиях глобальных и локальных трансформаций: сборник статей международной научно-практической конференции, Москва, 23–28 октября 2018 г. М.: НИИ ИЭП; 2018. С. 7–10.

3. Билялова Л.Р., Стрыгин А.В. Особенности технологии удаленных занятий в вузах. Финансовый бизнес. 2020;3(206):3–8.

4. Воронина А.А. Трудоправовые аспекты организации дистанционного обучения в вузах. Вопросы трудового права. 2020;10. https://doi.org/10.33920/pol-2-2010-08

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Любутов А.С., Сорокин О.В. Жизненные позиции молодежи: смысловые основания формирования. Вестник Института социологии. 2021;3(12):79–98. https://doi.org/10.19181/vis.2021.12.3.738

6. Исламов Р.С. Особенности взаимодействия студентов и искусственного интеллекта на занятиях по иностранному языку в эпоху цифровизации высшего образования. Виртуальная коммуникация и социальные сети. 2022;1(1):42–48.

7. Каменева Т.Н., Кульчитцкий А.В., Котляров С.А., Казарян М.Ю., Орлова Е.С. Анализ проблемы распространения фейковой информации в интернет-пространстве. Цифровая социология. 2023;3(6):73–78. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78

8. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования. Экономика труда. 2020;11(7):1055–1072. https://doi.org/10.18334/et.7.11.111073

9. Кунилова К.Д., Каменева Т.Н., Воробьев М.В. Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России. Цифровая социология. 2023;4(6):50–60. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-50-60

10. Лобова С.В., Понькина Е.В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать. Высшее образование в России. 2021;1(30):23–35. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-23-35

11. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020;1(13):84–101. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.106

12. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования. Высшее образование в России. 2022;31(3):40–57. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57

13. Семенов Е.В., Соколов Д.В. Цифровизация высшего образования: возможности и риски. Идеи и идеалы. 2022;4–1(14):137–153. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2022-14.4.1-137-153

14. Симаева И.Н., Бударина А.О., Чуприс А.С. Цифровизация высшего образования в условиях пандемии COVID-19 и в постпандемический период: методологические проблемы. Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2023;3:104–115. https://doi.org/10.5922/pikbfu-2023-3-11

15. Титаренко Л.Г. Адаптация к ускоренной цифровизации в условиях пандемии: сравнительное исследование систем высшего образования России и Беларуси. Высшее образование в России. 2022;3(31):58–68. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-58-68

16. Фролова Е.В., Рогач О.В. Дисфункции цифровизации высшего образования (опыт пандемии COVID-19). Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022;6:84–107. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.6.2265

17. Шитов С.Б. Цифровизация и искусственный интеллект в высшем образовании (социально-философский взгляд). Alma mater. Вестник высшей школы. 2023;10:75–80. https://doi.org/10.20339/AM.10-23.075

18. Цымбал Е.А. Прогрессивная цифровизация высшего образования: этический анализ. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки. 2023;3. https://doi.org/10.23672/HSCP.2023.3.3.009

19. Gitonga N.B. Digitalization in the new era of higher education. Vestnik MIRBIS. 2023;2(34):106–112. https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2023.2.12


Рецензия

Для цитирования:


Юдина Т.Н., Сёмочкина Н.Н. Постпандемия: итоги и перспективы цифровизации высшего образования. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(1):86-96. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-86-96

For citation:


Yudina T.N., Semochkina N.N. Post-pandemic: outcomes and prospects of the digitalisation of higher education. Digital Sociology. 2024;7(1):86-96. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-1-86-96

Просмотров: 1065


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)