Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Опыт применения больших языковых моделей для анализа социологических данных, полученных в результате интервью о восприятии студентами предпринимательской деятельности

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-4-14

Аннотация

В современном обществе наблюдается цифровая трансформация различных сфер, связанная с развитием искусственного интеллекта и больших данных. Внедрение больших языковых моделей (англ. large language model, далее – LLM) в научные исследования открывает новые возможности, но и ставит ряд вопросов, в связи с чем актуальным становится изучение особенностей их применения для качественного анализа данных в социологии. Цель – изучить, как большие языковые модели могут влиять на методологию и практику социологических исследований, выявить преимущества и недостатки их применения. Авторы опираются на использование большой языковой модели Calude-3 для качественного анализа эмпирических данных социологического исследования восприятия студентами предпринимательской деятельности. Раскрыты возможности LLM в анализе качественных данных: оценка тональности, построение логических выводов, классификация, кластеризация и формирование типологий. Показаны преимущества использования LLM: увеличение скорости обработки данных, экономия времени и ресурсов. Применение LLM становится инструментом для оптимизации исследовательского процесса в социологии, позволяя углубить анализ качественных данных, но имеет и ряд ограничений: социальная и политическая предвзятость, трудности с галлюцинациями. Необходимы повышение прозрачности моделей, улучшение их интерпретируемости и объяснимости и уменьшение их социальной, политической предвзятости, а также этическое и юридическое регулирование использования моделей LLM.

Об авторах

Е. Г. Ашихмин
Пермский национальный исследовательский технический университет
Россия

Ашихмин Евгений Георгиевич, Аспирант

Пермь



В. В. Левченко
Пермский национальный исследовательский технический университет
Россия

Левченко Валерий Витальевич, Д-р психол. наук, зав. каф. социологии и политологии

Пермь



Г. И. Селеткова
Пермский национальный исследовательский технический университет
Россия

Селеткова Гюзель Ильясовна, Ст. преп. каф. социологии и политологии

Пермь



Список литературы

1. Алексеев Д.В. Использование генеративного ИИ при анализе данных веб-аналитики. Universum: технические науки. 2024;2(119):4–9. http://doi.org/10.32743/UniTech.2024.119.2.16815

2. Аржанова К.А., Писклакова Л.Д. Особенности использования искусственного интеллекта в маркетинговых коммуникациях компаний. Цифровая социология. 2023;6(4):4–12. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-4-12

3. Джибилова Е.Г., Побываев Н.С. Анализ российского и зарубежного опыта применения ChatGPT и искусственного интеллекта в политике и социальной сфере. Социально-гуманитарные знания. 2024;1:64–69.

4. Коваль Е.А. Большие данные и большие вызовы социальному воображаемому. Социальные нормы и практики. 2023;3:54–63. http://doi.org/10.24412/2713-1033-2023-3-54-63

5. Кублик С., Сабу Ш. GPT-3. Руководство по использованию API Open AI. Перев. с англ. В.С. Яценкова. М.: ДМК Пресс; 2023. 172 с.

6. Летов О.В. Этические аспекты в области разработки искусственного интеллекта. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3. Философия. 2024;1:34–44. http://doi.org/10.31249/rphil/2024.01.03

7. Раицкая Л.К., Ламбовска М.Р. Перспективы применения ChatGPT для высшего образования: обзор международных исследований. Интеграция образования. 2024;1(28):10–21. https://doi.org/10.15507/1991-9468.114.028.202401.010-021

8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: учебное пособие для студентов вузов. М.: Добросвет; 1998. 292 с.

9. Середкина Е.В., Мезин Е.А. Как может повлиять ChatGPT на культуру диалога и образование? Науковедческие исследования. 2023;3:74–79. https://doi.org/10.31249/scis/2023.03.04

10. Старовойтов А.Г. Исследование возможностей чат-бота ChatGPT и оценка перспектив их практического применения специалистами службы управления персоналом. Journal of Monetary Economics and Management. 2024;1:22–29. https://doi.org/10.26118/2782-4586.2024.75.98.003

11. Татарова Г.Г., Бабич Н.С., Бессокирная Г.П., Кученкова А.В. Типологический анализ в социологии как диагностическая процедура: монография. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук; 2023. 358 с.

12. Шюц А. Обыденная и научная интерпретация человеческого действия. В кн.: Избранное. Мир, светящийся смыслом. Пер. с нем. и англ. В.Г. Николаева. М.: РОССПЭН; 2004. С. 7–50.

13. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3е изд., перераб. и доп. М.: Омега-Л; 2007. 567 с.

14. Abid A., Farooqi M., Zou J. Large language models associate Muslims with violence. Nature Machine Intelligence. 2021;3:461–463. http://dx.doi.org/10.1038/s42256-021-00359-2

15. Dehouche N. Plagiarism in the age of massive generative pre-trained transformers (GPT-3). Ethics in Science and Environmental Politics. 2021;21:17–23. http://dx.doi.org/10.3354/esep00195

16. Durmus E., Nguyen K., Liao Th.I., Schiefer N., Askell A., Bakhtin A. et al. Towards measuring the representation of subjective global opinions in language models. ArXiv. 2024. https://doi.org/10.48550/arXiv.2306.16388

17. Eigner E., Händler Th. Determinants of LLM-assisted decision-making. ArXiv. 2024. https://doi.org/10.48550/arXiv.2402.17385

18. Krugmann J.O., Hartmann J. Sentiment analysis in the age of generative AI. Customer Needs and Solutions. 2024;11. http://dx.doi.org/10.1007/s40547-024-00143-4

19. Linegar M., Kocielnik R., Alvarez R.M. Large language models and political science. Frontiers in Political Science. 2023;5. http://dx.doi.org/10.3389/fpos.2023.1257092

20. Manning Ch.D. Human language understanding & reasoning. Daedalus. 2022;2(151):127–138. http://dx.doi.org/10.1162/daed_a_01905

21. Markowitz D.M. Can generative AI infer thinking style from language? Evaluating the utility of AI as a psychological text analysis tool. Behavior Research Methods. 2024;56:3548–3559. http://dx.doi.org/10.3758/s13428-024-02344-0

22. Motoki F., Neto V.P., Rodrigues V. More human than human: measuring ChatGPT political bias. Public Choice. 2024;198:3–23. http://dx.doi.org/10.1007/s11127-023-01097-2

23. Turner J.C., Reynolds K.J. Self-categorization theory. In: Handbook of theories of social psychology. Volume 2. New York: SAGE Publications; 2012. Pp. 399–417.


Рецензия

Для цитирования:


Ашихмин Е.Г., Левченко В.В., Селеткова Г.И. Опыт применения больших языковых моделей для анализа социологических данных, полученных в результате интервью о восприятии студентами предпринимательской деятельности. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(3):4-14. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-4-14

For citation:


Ashikhmin E.G., Levchenko V.V., Seletkova G.I. Experience in applying large language models to analyse sociological data obtained as a result of interviews on students’ perception of entrepreneurial activity. Digital Sociology. 2024;7(3):4-14. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-4-14

Просмотров: 1045


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)