Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Современные UX-исследования как эмпирическая база прикладной социологической теории культуры цифрового поведения

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-4-12

Аннотация

Работа посвящена рассмотрению методов исследования явления современной цифровой культуры – user experience (далее – UX), или пользовательского опыта. Это явление включает в себя знания и навыки, а также результаты поведения человека как пользователя цифровых ресурсов (продуктов, систем). UX-исследования направлены на изучение, анализ процессов непосредственного контакта человека с разными онлайн-продуктами: сайтами, приложениями и многими другими. В работе представлен обзор автоматизированных кабинетных методов, способов подбора методов в эмпирическом исследовании, затем – методов сбора (традиционных и специфических для UX) и обработки данных. Их анализ показывает, что одним из самых сложных вопросов систематизации является поиск баланса в таких дихотомических комплексах, как «юзабилити – гедонизм», «офлайн – онлайн». Именно в этих комплексах происходят самые интересные и специфические процессы смешивания методов, стандартизации методик и появления новых понятий области культуры цифрового поведения. Вместе в этим автор анализирует возможную будущую трансформацию методологии UX-исследований в прикладную отраслевую теорию цифровой культуры в рамках социологического знания. Автор приходит к выводу, что результаты данной трансформации вероятно, будут заметны не ранее, чем через 10 лет, при условии, что цифровизация не изменит своего вектора. Однако, считает автор, необходимо сейчас наблюдать за процессом формирования этой отрасли социологического знания, потому что практики UX-исследований постоянно представляют повторяющиеся результаты измерений разных аспектов цифрового поведения людей. Методологи социологического знания изучают адаптацию классической социологической методологии к цифровой культуре, а также к жизни общества на стыке офлайн и онлайн.

Об авторе

А. С. Выдрина
Московский международный университет
Россия

Выдрина Анастасия Сергеевна - Канд. социол. наук, доц. каф. рекламы и связей с общественностью



Список литературы

1. Бархатова Л.А. От изучения виртуального к цифровому: методологические возможности и ограничения подходов. Социологические исследования. 2023;1:62–70. https://doi.org/10.31857/S013216250020183-4

2. Белоруссова С.Ю. Киберэтнография: методология и технология. Этнография. 2021;13(3):123–145. https://doi.org/10.31250/2618-8600-2021-3(13)-123-145

3. Губа К. Большие данные в социологии: новые данные, новая социология? Социологическое обозрение. 2018;1(17):213–236.

4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования: учебник. М.: Инфра-М; 2024. 768 с.

5. Дудина В.И. «Пересборка социологии»: цифровой поворот и поиски новой теоретической оптики. Социологические исследования. 2021;11:3–11. https://doi.org/10.31857/S013216250016829-4

6. Назаров М.М. Культурные практики аудитории в цифровой медиасреде: фактор рекомендательных сервисов. Коммуникология. 2024;4(12):68–82. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2024-12-4-68-82

7. Полухина Е.В., Просянюк Д.В. Исследования со смешанными методами (mixed methods research): интеграция количественного и качественного подходов. Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2017;1:49–56.

8. Татарова Г.Г., Кученкова А.В. Востребованность «типологического поворота» в эмпирической социологии. Социологические исследования. 2022;7:28–40. https://doi.org/10.31857/S013216250019758-6


Рецензия

Для цитирования:


Выдрина А.С. Современные UX-исследования как эмпирическая база прикладной социологической теории культуры цифрового поведения. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(4):4-12. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-4-12

For citation:


Vydrina A.S. Modern UX research as an empirical basis for the applied sociological theory of the culture of digital behaviour. Digital Sociology. 2024;7(4):4-12. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-4-12

Просмотров: 272


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)