От цифровой компетентности к цифровым образовательным стратегиям
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-51-62
Аннотация
Формирование индивидуальных образовательных стратегий, приобретение опыта владения цифровыми инструментами в условиях постоянно меняющейся цифровой инфраструктуры – это важная составляющая жизнедеятельности современной личности. Определены способы формирования цифровых образовательных стратегий личности в зависимости от ее цифровой компетентности в условиях цифровизации российского общества. Эмпирической основой исследования послужили результаты анкетного опроса, проведенного с целью определения цифровой компетентности и выявления способов формирования цифровых образовательных стратегий взрослого населения Волгограда. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что большинство респондентов от 18 до 59 лет заинтересованы в повышении цифровой компетентности и прогнозируют пройти курсы повышения квалификации с целью совершенствования цифровых навыков и дальнейшего самообразования. Пожилые люди от 60 лет и старше значительно уступают всем возрастным группам в использовании цифровых технологий. В зависимости от цифровой компетентности респонденты выстраивают индивидуальные стратегии для повышения цифровой грамотности. Результаты исследования предоставили возможность выделить формальный и неформальный способы формирования образовательных стратегий личности и спроектировать матрицу многоуровневости и интегральности цифровых индивидуальных образовательных стратегий. На личностном уровне интегральный характер проявляется в процессе оценки цифровой компетентности без включения в цифровую среду, а на институциональном – в развитии цифровой многоуровневой образовательной инфраструктуры. Спроектированная матрица многоуровневости и интегральности образовательных стратегий личности способствует построению удобной и доступной для всех возрастных групп населения цифровой инфраструктуры, выстраиванию в соответствии с потребностями населения цифровых стратегий на институциональном уровне.
Об авторе
Н. А. СкобелинаРоссия
Скобелина Наталья Анатольевна, д-р социол. наук, проф. каф. педагогики, психологии и социальной работы
г. Волгоград, Россия
Список литературы
1. Абрахамов А.Э., Бакирова З.А. Психологические особенности формирования цифровой компетентности магистров педагогической направленности. Вестник КазНПУ им. Абая. Психология. 2023;3(76):153–161.
2. Брега О.Н., Круглякова Г.В. Цифровой кампус как инструмент языковой подготовки студентов в эпоху цифровизации образования. Образование и наука. 2024;1(26):171–201. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-171-201
3. Васильева О.Н. К вопросу о цифровизации российских университетов – правовой аспект. Евразийская адвокатурa. 2024;1(66):104–107. https:/doi.org/10.52068/2304-9839_2024_66_1_104
4. Горюнова М.А., Лебедева М.Б., Топоровский В.Г. Цифровая грамотность и цифровая компетентность педагога в системе среднего профессионального образования. Человек и образование. 2019;4:83–89.
5. Жукова А.А. Модель формирования информационной компетенции учителей в процессе разработки электронной среды. Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2023;1(12):36–42. https://doi.org/10.24412/2225-8264-2023-1-36-42
6. Казанцева Е.М., Колмакова О.А., Казанцева А.А., Свердлова Н.А. Стратегии овладения содержанием языкового образования с использованием цифровых технологий студентами технических вузов. Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. 2022;4(35). https://doi.org/10.51955/2312-1327_2022_4_159
7. Мезинов В.Н. Развитие цифровой культуры студентов педагогического направления в практике вуза. Мир педагогики и психологии. 2022;12(77):115–121.
8. Яковлева О.В., Куликова С.С. Образовательное поведение и агентность студентов в персонализированном цифровом обучении. Перспективы науки и образования. 2022;4(58):160–172. https://doi.org/10.32744/pse.2022.4.10
9. Fischl C., Lindelöf N., Lindgren H., Nilsson I. Older adults’ perceptions of contexts surrounding their social participation in a digitalized society – an exploration in rural communities in Northern Sweden. European Journal of Ageing. 2020;17:281–290. https://doi.org/10.1007/s10433-020-00558-7
10. Kurnikova M.V., Dodorina J.V., Litovchenko V.B. Technological Paradigms of Digital Competences Development. In: Ashmarina S. J., Mantulenko V. V. (eds.) Current Achievements, Challenges and Digital Chances of Knowledge Based Economy. Springer Cham; 2021. Pp. 113–122. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47458-4_14
11. Lasaiba D. Classroom Management Strategies in the Transformation of Education in the Digital Era: Integration of Technology and Teaching Methodologies. Jendela Pengetahuan. 2024;1(17):77–95. https://doi.org/10.30598/jp17iss1pp77-95
12. Latuheru M.S., Manuputy F., Angkotasan S. Interactions Between Generations in Digital Literacy Education: A Case of Millennial Families in Suli, Central Maluku. Baileo: Jurnal Sosial Humaniora. 2024;2(1):141–154. https://doi.org/10.30598/baileofisipvol1iss2pp141-154
13. Lenstra N. The Community-Based Information Infrastructure of Older Adult. Digital Learning: A Study of Public Libraries and Senior Centers in a Medium-sized City in the USA. Nordicom Review. 2017;1(38):65–77. http://dx.doi.org/10.1515/nor-2017-0401
14. Machado B., dos Santos A., Sacavém J.R., Richter A., Sousa M.J. Education in the Post-covid Era: Educational Strategies in Smart and Sustainable Cities. In: Anwar S., Ullah A., Rocha Á., Sousa M.J. (eds.) ICITA 2022: Proceedings of International Conference on Information Technology and Applications. Springer Singapore; 2023. Pp. 645–654. https://doi.org/10.1007/978-981-19-9331-2_55
15. Money A., Hall A., Harris D., Eost-Telling C., McDermott J., Todd C. Barries to and Facilitators of Older People՜s Engagement with Web-based Services: Qualitative Study of Adults Aged ˃75 Years. JMIR Aging. 2024;7:e46522. https://doi.org/10.2196/46522
16. Motorga M.E. Digital transformation in adult education: empowering global understanding and sustainable development. Journal of Educational Sciences. 2023;2(48):46–63. http://dx.doi.org/10.35923/JES.2023.2.04
17. Quraishi T., Ulusi H., Moihd A., Hakimi M. Empowering Students Through Digital Literacy: A Case Study of Successful Integration in a Higher Education Curriculum. Journal of Digital Learning and Distance Education. 2024;2(9):667–681. https://doi.org/10.56778/jdlde.v2i8.208
18. Sed S., Altangerel M. Some Results of the Study on Determining Digital Competence Needs of Citizens. Embedded Selforganising Systems. 2023;1(7):48–54. http://dx.doi.org/10.14464/ess.v10i7.609
19. Wang Ch., Si L. The Intersection of Public Policy and Public Access: Digital Inclusion, Digital Literacy Education, and Libraries. Sustainability. 2024;5(16):1878. http://dx.doi.org/10.3390/su16051878
20. Zhao Y., Llorente M.P., Gómez M.C.S. Digital Competence in Higher Education Research: A Systematic Literature Review. Computers & Education. 2021;168:104212. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2021.104212
Рецензия
Для цитирования:
Скобелина Н.А. От цифровой компетентности к цифровым образовательным стратегиям. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(1):51-62. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-51-62
For citation:
Skobelina N.A. From digital competence to digital educational strategies. Digital Sociology. 2025;8(1):51-62. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-51-62