Роль психологического фактора в развитии современных социально-когнитивных технологий
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-63-72
Аннотация
Рассмотрена критическая роль психологических факторов в формировании и развитии современных социальнокогнитивных технологий (далее – СКТ). Проанализировано влияние этих факторов на эффективность и результативность СКТ, охватывающих широкий спектр инструментов от интерактивных образовательных платформ до социальных сетей и приложений для обмена информацией. В центре исследования находится анализ того, как психологические аспекты, такие как восприятие информации, эмоциональный интеллект, внутренняя мотивация и динамика социального влияния, определяют успешность использования СКТ в различных областях. Изучено, как эти факторы влияют на взаимодействие, обучение и решение социальных проблем, с которыми сталкиваются пользователи в цифровой среде. Социальные технологии трактуются как инновационные методы и подходы, нацеленные на устойчивое улучшение качества жизни людей в различных аспектах, включающие как традиционные формы взаимодействия (волонтерство, менторство), так и современные цифровые инструменты. Подчеркнуто, что СКТ ориентированы на оптимизацию обмена знаниями, повышение уровня социальной сплоченности и эффективное взаимодействие в онлайн-сообществах. Настоящее исследование предлагает углубленный взгляд на взаимосвязь между психологическими факторами и развитием СКТ, выявляя ключевые аспекты для проектирования эффективных и социально значимых технологических решений.
Об авторе
И. Э. СоколовскаяРоссия
Соколовская Ирина Эдуардовна, д-р психол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории
г. Москва, Россия
Список литературы
1. Acquisti A., Brandimarte L., Loewenstein G. Privacy and Human Behavior in the Age of Information. Science. 2015;347(6221):509–510. https://doi.org/10.1126/science.aaa1465
2. Bakhshaei M. et al. The Role of Social Media in the Development of Social Capital: A Study of Facebook Users. Journal of Social Media Studies. 2017;1(1):1–15.
3. Berkowitz L. Some Effects of Thoughts on the Emotional Reactions to the Media. Journal of Communication. 1984;3(34):44–56.
4. Burgstahler S. Universal Design in Higher Education: From Principles to Practice. Harvard Education Press; 2008. 308 p.
5. Cialdini R.B. Influence: Science and Practice. Allyn & Bacon; 2001. 262 p.
6. Deci E.L., Ryan R.M. The “What” and “Why” of Goal Pursuits: Human Needs and the Self-Determination of Behavior. Psychological Inquiry. 2000;4(11):227–268.
7. Deterding S., Dixon D., Khaled R., Nacke L. From Game Design Elements to Gamefulness: defining gamification. In: Envisioning Future Media Environments: Proceedings of the 15th International Academic MindTrek Conference. 2011. http://dx.doi.org/10.1145/2181037.2181040
8. Gunning D., Aha D. DARPA’s Explainable Artificial Intelligence (XAI) Program. AI Magazine. 2019;2(40):44–58. http://dx.doi.org/10.1609/aimag.v40i2.2850
9. Hamari J., Koivisto J., Sarsa H. Does Gamification Work? A Literature Review of Empirical Studies on Gamification. Proceedings of the 47th Hawaii International Conference on System Sciences. 2016. http://dx.doi.org/10.1109/HICSS.2014.377
10. Harrison S.R. et al. The Role of Diversity in Social Media: A Study of Users’ Perceptions. Journal of Social Media Studies. 2017;1(2):25–40.
11. Kahneman D. Thinking, Fast and Slow. Farrar, Straus and Giroux; 2011. 499 p.
12. Kumar R. et al. Cybersecurity: A Comprehensive Study. Journal of Computer Networks and Communications. 2019.
13. Livingstone S. Internet Safety: A Global Perspective. International Journal of Cyber Behavior, Psychology and Learning. 2018;2(8):1–12.
14. Nissenbaum H. Privacy as Contextual Integrity. Washington Law Review. 2004;1(79):101–139.
15. Small D.A., Verrochi N.M. The Face of Need: Facial Emotion Expression on Charity Advertisements. Journal of Marketing Research. 2009;6(46):777–787.
16. Tufekci Z. Algorithmic Harms Beyond Facebook and Google: A Research Agenda for Social Media. 2015.
17. Twenge J.M. et al. Age, Period, and Cohort Trends in Mood Disorder Indicators Among U.S. Adolescents, 2005–2017. Psychological Medicine. 2017;9(49):1495–1501.
18. Van Dijk J. The Deepening Divide: Inequality in the Information Society. Sage Publications; 2005. 248 p.
19. Valkenburg P.M., Peter J. Online Communication Among Adolescents: An Integrated Model of Its Attraction, Opportunities, and Risks. Journal of Adolescent Health. 2007;2(40):209–216.
20. Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. New York: Public Affairs. 2019. 704 p.
Рецензия
Для цитирования:
Соколовская И.Э. Роль психологического фактора в развитии современных социально-когнитивных технологий. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(1):63-72. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-63-72
For citation:
Sokolovskaya I.E. The psychological factor role in modern socio-cognitive technologies development. Digital Sociology. 2025;8(1):63-72. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-63-72