От рекламы к сообществу: воздействие эпатажного маркетинга фастфуда на потребительское поведение и социальные связи молодежи
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-73-82
Аннотация
Рассмотрены результаты социологического исследования влияния эпатажной рекламы фастфуда на потребительское поведение и социальные связи молодежи. Методологические основы настоящего исследования основываются на комбинированном подходе, включающем социологическое наблюдение, опрос и анкетирование. Социологическое наблюдение позволяет определить реальные реакции молодежи на эпатажный маркетинг фастфуда, в то время как опрос и анкетирование способствуют сбору количественных данных о потребительском поведении и восприятии рекламы. Анализ этих аспектов направлен на выявление взаимосвязей между рекламными стратегиями и социальными связями молодых людей в цифровом пространстве, что особенно подчеркивает значимость исследования для понимания современного маркетинга и его влияния на молодежные сообщества. Автор на основании эмпирического исследования делает вывод о взаимосвязи эпатажного маркетинга фастфуда с потребительским поведением молодежи, выявляя основные позиции ключевых аспектов маркетинговых технологий управления. Эпатажная реклама продукции фастфуда не только воздействует на пищевые предпочтения и привычки молодежи, но и способствует укреплению социальных связей среди молодого поколения, обеспечивая их ежедневное общение, обмен информацией и эмоциями, стимулируя ежедневные покупки и потребление продукции быстрого приготовления, принимая во внимание мнение близких и знакомых, что в конечном итоге формирует социальные сообщества и социальный капитал среди населения Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторе
С. А. ГорюноваРоссия
Горюнова Светлана Александровна, аспирант
г. Москва, Россия
Список литературы
1. Горюнова С.А., Мкртумова И.В. Вызывающая реклама, или Как рекламодатели привлекают внимание молодежи к продуктам быстрого питания через эпатаж. В кн.: Векторы социально-экономического развития России: современные вызовы и возможности. Чебоксары: Среда; 2024. С. 170–179. https://doi.org/10.31483/r-109637
2. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя; 2005. 576 с.
3. Горюнова С.А. Реклама товаров и услуг в социальной сети Instagram. Развитие и актуальные вопросы современной науки. 2019;3(22):56–62.
4. Затонских О.М. Формирование среды молодежного дискурса. ELS. 2023;3:427–432.
5. Иванов С.В., Леонова В.Г., Хосровян А.А. Быстрая еда в жизни студента. Биология и интегративная медицина. 2024;6(71).
6. Крупенко М.А. Социальное манипулирование молодежью в интернет-пространстве: сравнение России и США. Теория и практика общественного развития. 2024;2:66–71. https://doi.org/10.24158/tipor.2024.2.8
7. Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ; 2006. 261 с.
8. Мкртумова И.В. От «Троянского коня» до «Пожирателей фейков»: взгляд социолога на образы информационного поведения и манипуляций. В кн.: Научные исследования в современном мире: проблемы, тренды, перспективы: материалы Научного профессорского форума, Москва, 7 февраля 2023 г.. М.: Российское профессорское собрание; 2023. С. 228–236.
9. Перфильева М.Б., Воронцов А.В., Малявин С.Н. Современные исследовательские проблемы социологии. Известия Саратовского университета. Социология. Политология. 2023;3:244–249. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2023-23-3-244-249
10. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП-холдинг; 2019. 100 с.
11. Расторгуев С.В. Методические подходы к изучению ценностей молодежи в современном российском научном дискурсе. Власть. 2025;1:185–191.
12. Рубцова Н.В. Эпатажная реклама как нестандартный инструмент коммуникаций в условиях финансового кризиса, или PR во время чумы. Маркетинговые коммуникации. 2009;2:78–88.
13. Соколов М.Д. Манипулятивные механизмы: как западная пропаганда воздействует на сознание Российской молодежи. Архонт. 2024;1:135–138.
14. Тимощук Е.А. Социокультурная феноменология Питера Бергера. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020;4:704–710. https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-4-704-710
15. Тохян С.Д. Эпатажный маркетинг и эффективность его использования. Экономика и социум. 2016;12-2(31):1359–1361.
16. Щетилина И.П., Осенева О.В., Писклюкова Ю.Н., Попова Н.Н., Хмыз М.В. Рынок фаст-фуда: развитие и прогнозы. АНИ: экономика и управление. 2020;4(33):260–263. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0904-0061
Рецензия
Для цитирования:
Горюнова С.А. От рекламы к сообществу: воздействие эпатажного маркетинга фастфуда на потребительское поведение и социальные связи молодежи. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(1):73-82. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-73-82
For citation:
Goryunova S.A. From advertising to community: epathetic marketing impact in fast food industry on youth consumer behavior and social connections. Digital Sociology. 2025;8(1):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-73-82