Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Современная цифровая социология в поисках моделирования смысла: должное и сущее. Обзор статей исследовательского хэндбука по цифровой социологии в редакция Яна Скопека (Edward Elgar Publishing, 2023, 492 p.). Часть II

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-83-100

Аннотация

Настоящее исследование включает критический анализ последних 10 глав, посвященных изучению последствий цифровых технологических изменений, включая социальное, цифровое и образовательное неравенства. Эти главы охватывают широкий спектр исследований от эмпирических до интерпретативных подходов и демонстрируют методологическое и теоретическое сочетание различных исследовательских ориентаций. Особый акцент сделан на анализе и практике использования информационно-коммуникационных технологий подростками дома и в школе, социально-экономическом неравенстве в цифровой грамотности детей от начальной до средней школы, психическом здоровье подростков в контексте цифрового неравенства, гендерном разрыве в цифровых навыках, семейных делах и заботах в эпоху цифровизации. Рассмотрены цена психического здоровья, связанная с использованием свайпов и приложений для знакомств, связь социальных медиа и благополучия на работе и дома, соотношения «дом–работа–цифра», особенности цифрового перехода и его последствия для рынков труда, вопросы повышения квалификации в условиях цифровой трансформации, а также влияние цифровой агитации и медиа на выборы. В хэндбуке-справочнике описываются две научные области – социология и цифра, и предполагается, что обе точки зрения в равной степени являются законными, поскольку они отражают две академические идентичности обширной и неоднородной научной сферы под названием «цифровая социология». Данная работа является продолжением обзора исследовательского хэндбука по цифровой социологии под редакцией Я. Скопека.

Об авторах

Е. В. Андрианова
Тюменский государственный университет; Западно-Сибирский филиал Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук
Россия

Андрианова Елена Владимировна, канд. социол. наук, зав. каф. общей и экономической социологии; ст. науч. сотр.
г. Тюмень, Россия



В. А. Давыденко
Тюменский государственный университет
Россия

Давыденко Владимир Александрович, д-р. социол. наук, начальник научно-исследовательского центра
г. Тюмень, Россия 



А. И. Розманов
Тюменский государственный университет
Россия

Розманов Александр Ильич, аспирант
г. Тюмень, Россия



Список литературы

1. Андрианова Е.В., Давыденко В.А., Розманов А.И. Современная цифровая социология в поисках моделирования смысла: должное и сущее. Обзор статей исследовательского хэндбука по цифровой социологии в редакции Я. Скопека. Часть I. Цифровая социология/ Digital Sociology. 2024;4(7):63–80. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-63-80

2. Ashmarina S.I., Mantulenko V.V. (eds.) Digital Technologies in the New Socio-Economic Reality. Springer; 2021. 1513 p.

3. Bennett W.L., Livingston S. (eds.) The Disinformation Age: Politics, Technology, and Disruptive Communication in the United States. Cambridge: Cambridge University Press; 2021. 322 p.

4. Busemeyer M.R., Kemmerling A., van Kersbergen K., Marx P. (eds.) Digitalization and the Welfare State. Oxford: Oxford University Press; 2022. 420 p.

5. Calderon Gomez D. The Third Digital Divide and Bourdieu: Bidirectional Conversion of Economic, Cultural, and Social Capital to (and from) Digital Capital among Young People in Madrid. New Media & Society. 2020;9(23). https://doi.org/10.1177/1461444820933252

6. Collins D., Geist M. (eds.). Research Handbook on Digital Trade. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2023. 508 p.

7. Kumar V., Rezaei J., Akberdina V. et al. (eds.) Digital Transformation in Industry: Trends, Management, Strategies. Springer; 2021. 304 p.

8. Matzat U., van Ingen E. Social Inequality and the Digital Transformation of Western Society: What Can Stratification Research and Digital Divide Studies Learn from Each Other? Soziale Welt. 2020;23:379–397. https://doi.org/10.5771/9783845295008-379

9. Nesi J., Telzer E.H., Prinstein M.J. (eds.). Handbook of Adolescent Digital Media Use and Mental Health. New edition. Cambridge: Cambridge University Press; 2022. 416 p.

10. Nurmikko-Fuller T. Linked Data for Digital Humanities. London: Routledge; 2024. 156 p.

11. Ragnedda M. The Third Digital Divide: A Weberian Approach to Digital Inequalities. London: Routledge; 2017. 136 p.

12. Ragnedda M., Muschert G.W. (eds.). Theorizing Digital Divides. London: Routledge; 2019. 218 p.

13. Schneider B. (ed.). Handbook of the Sociology of Education in the 21st Century. New York: Springer; 2018. 634 p.

14. Skopek J. (ed.). Research Handbook on Digital Sociology. Edward Elgar Publishing; 2023. 492 p.

15. Sharpe R., Bennett S., Varga-Atkins T. (eds.). Handbook of Digital Higher Education. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2022. 416 p.

16. Yates S., Rice R.E. (eds.). The Oxford Handbook of Digital Technology and Society. Oxford: Oxford University Press; 2020. 800 p.


Рецензия

Для цитирования:


Андрианова Е.В., Давыденко В.А., Розманов А.И. Современная цифровая социология в поисках моделирования смысла: должное и сущее. Обзор статей исследовательского хэндбука по цифровой социологии в редакция Яна Скопека (Edward Elgar Publishing, 2023, 492 p.). Часть II. Цифровая социология/Digital Sociology. 2025;8(1):83-100. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-83-100

For citation:


Andrianova E.V., Davydenko V.A., Rozmanov A.I. Contemporary digital sociology in search of meaningmaking models: the proper and the actual. A review of articles from the research handbook on digital sociology edited by Jan Skopek (Edward Elgar Publishing, 2023, 492 p.) Part II. Digital Sociology. 2025;8(1):83-100. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2025-8-1-83-100

Просмотров: 125


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)