Исследование миграционных процессов в электронных социальных сетях
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-2-23-31
Аннотация
Проведен анализ практик использования электронных социальных сетей (Facebook, Twitter, «Вконтакте» и др.) в изучении миграционных процессов. Показано, как альтернативные традиционным источникам (административным, обследованиям) данные позволяют сформировать актуальное представление о пространственно-временных и социально-демографических характеристиках миграции. Изучена интеграция мигрантов в странах назначения: трудности ассимиляции и сохранения идентичности, география миграционных потоков, миграция вследствие стихийных бедствий и по политическим причинам, интеллектуальная и трудовая миграция. Специфика данных, генерируемых социальными сетями, заключается в том, что они охватывают всю популяцию и производятся в режиме реального времени.
В работе освещен поиск необходимых сведений с помощью средств платформ: рекламных плагинов, геолокации в постах и информации непосредственно от пользователей, функционирования определенных сообществ, опубликованных комментариев. Также приведены важные методологические особенности, от учета которых зависит успешность результатов любого исследования, проведенного посредством анализа электронных социальных сетей. Проблема полученных с их помощью сведений заключается в таких ограничениях, как доступность (технические особенности конкретных платформ), репрезентативность (недостаточная разработанность статистических приемов для оценки) и изменчивость предпочтений пользователей. В заключении сделан вывод о перспективах использования цифровых средств массовой коммуникации в изучении миграционных процессов.
Научно-практическая значимость работы заключается в том, что она дополняет литературу по рассматриваемой теме, являясь первым систематическим ее обзором на русском языке, а также предоставляет рекомендации по использованию полученной информации.
Об авторах
А. А. ГребенюкРоссия
Гребенюк Александр Александрович, д-р экон. наук. SPIN: 4007-9651
г. Москва
А. А. Субботин
Россия
Субботин Александр Алексеевич, аспирант
г. Москва
Список литературы
1. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. (2020). Информационные потоки о мигрантах и для мигрантов в социальных медиа России // Информационное общество. № 6. С. 7–23.
2. Бычкова М.Н. (2015). Мигрантские этносообщества в Рунете (на примере социальной сети «ВКонтакте») // Социальные сети как площадка этнической коммуникации и средство предписания этнонациональной идентичности: сборник материалов исследования. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет. С. 53–61.
3. Воробьева О.Д., Гребенюк А.А. (2017). Сравнительный анализ отечественной и зарубежной статистической информации об эмиграции граждан России // Вопросы статистики. № 9. С. 64–73.
4. Ни М.Л. (2019). Культура онлайн-сообществ как сеть ритуалов взаимодействия (на примере Facebook-групп постсоветских мигрантов в Южной Корее) (для круглого стола «Воздействие онлайн-культуры на молодежную миграцию на постсоветском пространстве») // Молодежь XXI века: образ будущего: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием «XIII Ковалевские чтения». Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2019 г. / отв. ред.: Н.Г. Скворцов, Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт. С. 481–482.
5. Тимошкин Д.О. (2019). Доверие vs дезориентация: экономика русскоязычных «мигрантских» групп в социальных сетях (на примере сети «ВКонтакте») // Экономическая социология. Т. 20, № 5. С. 53–73. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2019-5-53-73
6. Alexander M., Polimis K., Zagheni E. (2019). The impact of Hurricane Maria on out-migration from Puerto Rico: Evidence from Facebook data // Population and Development Review. V. 45, no. 3. Pp. 617–630. https://doi.org/10.1111/padr.12289
7. Alexandrov D., Karepin V., Musabirov I., Chuprina D. (2018). Educational migration from Russia to the Nordic Countries, China and the Middle East. Social Media Data // Companion Proceedings of The Web Conference 2018 (WWW ‘18). Lyon, France, April 2327, 2018. Republic and Canton of Geneva, Switzerland: International World Wide Web Conferences Steering Committee. Pp. 49–50. https://doi.org/10.1145/3184558.3186923
8. Baruffaldi S., di Maio G., Landoni P. (2017). Determinants of PhD holders’ use of social networking sites: analysis based on LinkedIn // Research Policy. V. 46, no. 4. Pp. 740–750. https://doi.org/10.1016/j.respol.2017.01.014
9. Dubois A., Zagheni E., Garimella K., Weber I. (2018). Studying migrant assimilation through Facebook interests // Social Informatics. SocInfo 2018. Lecture Notes in Computer Science, V. 11186 / edited by S. Staab, O. Koltsova, D. Ignatov. Cham: Springer. Pp. 51–60. https://doi.org/10.1007/978-3-030-01159-8_5
10. Elias N., Lemish D. (2009). Spinning the web of identity: the roles of the Internet in the lives of immigrant adolescents // New Media and Society. V. 11, no. 4. Pp. 533–551. https://doi.org/10.1177%2F1461444809102959
11. Gualda E., Rebollo C. (2016). The refugee crisis on Twitter: A diversity of discourses at a European crossroads // Journal of Spatial and Organizational Dynamics. V. 4, no. 3. Pp. 199–212.
12. Marcheva M. (2011). The networked diaspora: Bulgarian migrants on Facebook // M/C Journal. V. 14, no. 2. Pp. 17–19. https://doi.org/10.5204/mcj.323
13. Marlowe J. (2019). Social media and forced migration: the subversion and subjugation of political life // Media and Communication. V. 7, no. 2. Pp. 173–183. https://doi.org/10.17645/mac.v7i2.1862
14. Marquez N., Garimella K., Toomet O., Weber I.G., Zagheni E. (2019). Segregation and sentiment: Estimating refugee segregation and its effects using digital trace data // Guide to Mobile Data Analytics in Refugee Scenarios: The Data for Refugees Challenge Study / edited by A. Salah, A. Pentland, B. Lepri, E. Letouzé. Cham: Springer. Pp. 265–282. https://doi.org/10.1007/978-3-030-12554-7_14
15. McGregor E., Siegel M. (2013). Social media and migration research: Working Paper No. 2013-068. Maastricht, The Netherlands: United Nations University-Maastricht Economic and Social Research Institute on Innovation and Technology (MERIT). 34 p.
16. NurMuhammad R., Horst H.A., Papoutsaki E., Dodson G. (2016). Uyghur transnational identity on Facebook: On the development of a young diaspora // Identities. V. 23, no. 4. Pp. 485–499. https://doi.org/10.1080/1070289X.2015.1024126
17. Oiarzabal P.J. (2012). Diaspora Basques and online social networks: an analysis of users of Basque institutional diaspora groups on Facebook // Journal of Ethnic and Migration Studies. V. 38, no. 9. Pp. 1469–1485. https://doi.org/10.1080/1369183X.2012.698216
18. Righi A. (2019). Assessing migration through social media: a review // Mathematical Population Studies. V. 26, no. 2. Pp. 80–91. https://doi.org/10.1080/08898480.2019.1565271
19. de Rosa A.S., Bocci E., Bonito M., Salvati M. (2021). Twitter as social media arena for polarised social representations about the (im) migration: The controversial discourse in the Italian and international political frame // Migration Studies. Art. mnab001. https://doi.org/10.1093/migration/mnab001
20. Sloan L., Morgan J. (2015). Who tweets with their location? Understanding the relationship between demographic characteristics and the use of geoservices and geotagging on Twitter // PLOS ONE. V. 10, no. 11. Art. e0142209. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0142209
21. Spyratos S., Vespe M., Natale F., Weber I., Zagheni E., Rango M. (2018). Migration data using social media: a European perspective. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 34 p. https://doi.org/10.2760/964282
22. Stewart I., Flores R., Riffe T., Weber I., Zagheni E. (2019). Rock, Rap, or Reggaeton?: Assessing Mexican immigrants’ cultural assimilation using Facebook data // Proceedings of the World Wide Web Conference (WWW ‘19). San Francisco, CA, USA, May 13–17, 2019 / edited by L. Liu, R. White. New York, USA: Association for Computing Machinery. Pp. 3258–3264. https://doi.org/10.1145/3308558.3313409
23. Witteborn S. (2019). The digital gift and aspirational mobility // International Journal of Cultural Studies. V. 22, no. 6. Pp. 754–769. https://doi.org/10.1177/1367877919831020
24. Vieira C., Ribeiro F., Vaz de Melo P.O., Benevenuto F., Zagheni E. (2020). Using Facebook data to measure cultural distance between countries: The case of Brazilian cuisine // Proceedings of the World Wide Web Conference (WWW ‘20). Taipei, Taiwan, April 20–24, 2020. New York, USA: Association for Computing Machinery. Pp. 3091–3097. https://doi.org/10.1145/3366423.3380082
25. Zagheni E., Weber I., Gummadi K. (2017). Leveraging Facebook’s advertising platform to monitor stocks of migrants // Population and Development Review. V. 43, no. 4. Pp. 721–734. https://doi.org/10.1111/padr.12102
Рецензия
Для цитирования:
Гребенюк А.А., Субботин А.А. Исследование миграционных процессов в электронных социальных сетях. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(2):23-31. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-2-23-31
For citation:
Grebenyuk A.A., Subbotin A.A. Research of migration processes in electronic social networks. Digital Sociology. 2021;4(2):23-31. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-2-23-31