Цифровая трансформация российского медиабизнеса в условиях неопределенности
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-50-59
Аннотация
Статья носит теоретический характер, все рассуждения строятся на основе качественных методов исследования противоречивых вопросов цифровой трансформации отечественного медиабизнеса. Ключевой особенностью этого процесса признаны условия неопределенности, в рамках которых сегодня действуют субъекты, принимающие решения в данной социально-экономической сфере деятельности. Проанализированы причины, препятствующие внедрению инноваций в медиаиндустрии. Выделены факторы, при которых организация избегает рискованных экспериментов в управлении медиапроизводством.
Cделан вывод о том, что игроки современных медиа вынуждены адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды быстрее, чем их конкуренты, а процесс адаптации является основой для выработки конкурентного преимущества на рынке. В контексте понимания процессов инфосферы и техносферы в рамках акторно-сетевой теории в немалой степени происходит внедрение в медиапроизводство платформ, технологий и алгоритмов, выполняющих работу наравне с субъектами. Этот процесс вносит существенные поправки в структуры, бизнес-процессы, финансовые модели работы медиаиндустрии. Поиск способов оптимальных изменений – ключевая дилемма для организаций медиабизнеса. С одной стороны, им выгодно эксплуатировать уже имеющиеся возможности, ресурсы и компетенции. А с другой стороны, обновление и адаптация диктуются таким организациям со стороны внешней среды, одновременно увеличивая издержки и риски.
Об авторе
А. М. ДружининРоссия
Дружинин Андрей Михайлович, канд. филос. наук, ст. науч. сотрудник
г. Москва
Список литературы
1. Акатьева М.Д. (2016). Сегментирование в печати и медиаиндустрии // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. № 4 (180). С. 26–34.
2. Баранова Е.А. (2012). Как зарабатывать деньги на медиаконвергенции? // Медиа. Информация. Коммуникация. № 1. С. 14–16.
3. Болышева С.А., Макшакова А.С. (2014). Нематериальные активы медиапредприятия в контексте экономики знаний // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. T. 132, № 4. С. 86–93.
4. Володенков С.В., Артамонова Ю.Д. (2020). Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 53. С. 188–196. https://doi.org/10.17223/1998863x/53/20
5. Вырковский А.В. (2016). Новые исследовательские задачи в области медиаменеджмента и медиаэкономики России // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 6. С. 209–229.
6. Вьюгин В.В., Трунов В.Г. (2013). Адаптивная универсальная торговая стратегия // Информационные процессы. Т. 13, № 4. С. 237–264.
7. Давыденко А.С. (2007). Адаптивная система поддержки принятия решений для реализации стратегии корпорации высокотехнологичных отраслей промышленности // Российский экономический интернет-журнал. № 1. С. 34.
8. Демина И.Н. (2007). Система медиапредприятий: научные основы управления. Монография. Иркутск: Байкальский государственный университет. 272 с.
9. Кулев В.С. (2012). Холдинг как форма организации и управления медиабизнесом // Вопросы теории и практики журналистики. № 2. С. 165–170.
10. Латур Б. (2014). Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию; пер. с англ. И. Полонской. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 384 с.
11. Латур Б. (2017). Об акторно-сетевой теории. Некоторые разъяснения, дополненные еще большими усложнениями // Логос. Т. 27, № 1 (116). С. 173–200.
12. Лозовский Б.Н (2011). Российские СМИ: портфель заказов на модернизацию // Известия Уральского государственного университета: Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. Т. 89, № 2. С. 7–12.
13. Лукашенко Д.В. (2014). Адаптивная стратегия как основа взаимодействия личности с социальной среды // Человеческий капитал. № 7 (67). С. 23–31.
14. Лущинская О.В. (2021). Веб-сайт электронного издания “The New York Times”: медиаконвергенция, креолизация и жанровое своеобразие // Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика. № 1. С. 88–96.
15. Масаев С.Н., Доррер М.Г. (2010). Оценка системы управления компанией на основе метода адаптационной корреляции к внешней среде // Проблемы управления. № 3. С. 45–50.
16. Молчанова О.И. (2021). Социально-профессиональный конструкт личности журналиста как результат интеракции в условиях медиаконвергенции // «Телескоп»: журнал социологических и маркетинговых исследований. № 2. С. 110–116. https://doi.org/10.51692/1994-3776_2021_2_110
17. Петрушкан К.С., Грицунова С.В. (2016). Особенности построения адаптивной стратегии управления организацией к изменениям внешней среды // Сборник научных трудов «Модернизация экономических систем: взгляд в будущее (MESLF-2016)», Прага, Чехия, 7–8 ноября 2016 года / под ред. П.А. Неверова, Б.А. Аманжоловой. Прага, Чехия: Sociosféra-CZ. С. 134–135.
18. Подкуйко К.Ю. (2018). Необходимость применения адаптивной стратегии предприятия в условиях неопределенности и экономической нестабильности // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики», Санкт-Петербург, 1 марта 2018 года / Под науч. ред. А.Ю. Румянцевой. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. С. 671–674.
19. Сочнева Е.Н., Багдасарьян И.С., Румянцев М.В., Добрецов Г.Б. (2016). Социальное предпринимательство: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет. 178 с.
20. Туганова, Э.А. (2014). Модели управления масс-медиа в Республике Татарстан в условиях инновационной экономики // Вестник Казанского технологического университета. Т. 17, № 1. С. 344–348.
21. Уразова С.Л. (2011). Конвергенция как фактор жизнеспособности масс-медиа в цифровой среде. Теоретический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 5-1. С. 287–293.
22. Шамина О.А. (2021). Разработка стратегии предприятия печатных средств массовой информации в условиях медиаконвергенции // Журнал правовых и экономических исследований. № 2. С. 203–205. https://doi.org/10.26163/GIEF.2021.20.99.031
23. Bátorfy A., Urbán Á. (2019). State advertising as an instrument of transformation of the media market in Hungary // East European Politics. V. 36, no. 1. Pp. 1–22. https://doi.org/10.1080/21599165.2019.1662398
24. Evens T. (2018). Media economics and transformation in a digital Europe / Comparative media policy, regulation and governance in Europe : Unpacking the policy cycle, Eds. L. d’Haenens et al. Bristol: Intellect. Pp. 41–54.
25. Villi M., Picard R.G. (2019). Transformation and innovation of media business models // Making Media. Pp. 121–130. https://doi.org/10.2307/j.ctvcj305r.11
Рецензия
Для цитирования:
Дружинин А.М. Цифровая трансформация российского медиабизнеса в условиях неопределенности. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(4):50-59. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-50-59
For citation:
Druzhinin A.M. Digital transformation of the Russian media business in the face of uncertainty. Digital Sociology. 2021;4(4):50-59. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-4-50-59