Влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость при дистанционном обучении в цифровой среде
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86
Аннотация
В статье исследовано влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость с целью повышения эффективности удаленного (дистанционного) или онлайн-обучения. Исследование проходило в 2019–2021 гг. на базе трех групп студентов-бакалавров, обучавшихся при разных формах обучения: очной (аудиторной) форме в 2019 и 2021 гг. и удаленной (дистанционной) форме в 2020 г. Студенты ежегодно тестировались в соответствии с методикой Дж. Брунера в адаптации Г.В. Резапкиной для определения ведущих типов мышления и согласно русскоязычной версии опросника Big Five Inventory в адаптации С.А. Щебетенко для анализа личностных качеств. Полученные данные при очной (аудиторной) и удаленной (дистанционной) форме обучения обрабатывались статистически и сопоставлялись между собой для интепретации и формирования практических рекомендаций. Результатом исследования стала эмпирическая модель типов мышления и личностных качеств, влияющих на академическую успеваемость при разных формах обучения. В качестве позитивного фактора перевода на удаленное обучение авторами выделена выраженность у студентов креативного мышления. Наоборот, распространенность словесно-логического типа мышления является, скорее, фактором в пользу классического аудиторного формата взаимодействия. Вне зависимости от выбранной формы обучения подчеркивается общая актуальность активизации и адаптации студентов гуманитарных специальностей с выраженным наглядно-образным и предметной-действенным мышлением. Подтверждаются и ранее полученные данные об общем положительном влиянии на эффективность обучения таких личностных качеств, как доброжелательность, добросовестность и открытость новому опыту. Невротизм же является незначимым личностным фактором, оказывающим негативное влияние в аудиторном формате, и положительное при дистанционном обучении. Выдвинута гипотеза о меньшей эффективности проведения в онлайн-формате (в отличие от очной формы) командных активностей, в том числе проектных работ у групп с выраженной экстраверсией.
Об авторах
В. Я. АфанасьевРоссия
Афанасьев Валентин Яковлевич, д-р экон. наук, проф.
г. Москва
Н. В. Воронцов
Россия
Воронцов Никита Валерьевич, аспирант
г. Москва
Список литературы
1. Белинская, Е.П., Федорова Н.В. (2020). Личностные факторы оценки эффективности дистанционного образования // Образование личности. №1–2. С. 44–52.
2. Гаврилов И.В., Лукаш В.А., Орлов О.Л., Казаева А.В., Д.С. Андрега Д.С. (2017). Индивидуально-психологический подход при математическом прогнозе успеваемости студентов на кафедре биохимии // Вестник Уральского государственного медицинского университета. № 1. С. 21–24.
3. Ильин Е.П. (2011). Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер. 448 с.
4. Калугин А.Ю., Щебетенко С.А., Мишкевич А.М., Сото К.Дж., Джон О.П. (2021). Психометрика русскоязычной версии Big Five Inventory – 2 // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Т. 18, № 1. С. 7–33. https://doi.org/10.17323/1813-8918-2021-1-7-33
5. Луцкович В.В. (2013). Специфика взаимосвязи типов мышления и субъективных особенностей понимания // Экспериментальная психология. Т. 6, № 3. С. 53–61.
6. Маясова Т.В., Лекомцева А.А. (2015). Сформированность профессиональных предпочтений, склонностей и их связь с характером мышления студентов первого курса разных специальностей // Современные научные исследования и инновации. № 11 (55). С. 773–779.
7. Резапкина Г.В. (2007). Отбор в профильные классы / Методика «Тип мышления». М.: Генезис. 206 c.
8. Шейнов В.П. (2017). Связь типа мышления преподавателей и студентов с их личностными характеристиками // Системная социология и психология. № 3(23). С. 34–40. Режим доступа: http://systempsychology.ru/journal/2017_23/446-v-p-sheynov-svyaz-tipa-myshleniyaprepodavateley-i-studentov-s-ih-lichnostnymi-harakteristikami.html (дата обращения: 26.12.2021).
9. Altakhyneh B. (2009), The impact of using Bruner’s approach, supported by Total Communication, on the mathematics achievement of students with hearing disabilities in Amman schools // International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. V. 18, No. 12. Pp. 63–78. https://doi.org/10.26803/ijlter.18.12.5
10. Audet L.C., Levine S.L., Metin E., Koestner S., Barcan S. (2021). Zooming their way through university: Which Big 5 traits facilitated students’ adjustment to online courses during the COVID-19 pandemic // Personality and Individual Difference. V. 180, No. 1. Art. 110969. https://doi.org/10.1016/j.paid.2021.110969.
11. De Feyter T., Caers R., Vigna C., Berings D. (2012). Unraveling the impact of the Big Five personality traits on academic performance: The moderating and mediating effects of self-efficacy and academic motivation // Learning and Individual Differences. V. 22, No. 4. Pp. 439–448. https://doi.org/10.1016/j.lindif.2012.03.013
12. Emamepur S., Shams H. (2004). Study of learning styles in students of university and their relationship with academic achievement and gender // Psychological-Educational Researches Quarterly of Tarbiyat Moalem. No. 5. Pp. 1–24.
13. Gappi L.L. (2013). Relationships between learning style preferences and academic performance of students // International Journal of Educational Research and Technology. V. 4, No. 2. Pp. 70–76.
14. Garine A.G.F. (2014). The comprehensive assessment of team member effectiveness (catme): personality predicting teamwork competencies. Режим доступа: https://repositorio.iscte-iul.pt/bitstream/10071/8706/1/Thesis%20final.pdf (дата обращения: 05.12.2021).
15. Geramian S. M., Mashayekhi S., Ninggal M.T.B.H. (2012). The relationship between personality traits of international students and academic achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. No. 46. Pp. 4374–4379. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.257
16. Hejazi E. (2011). The relationships between personality traits and students’ academic achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V. 29, No. 5. Pp. 836–845. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.312
17. Jahanbakhsh R. (2012). Learning styles and academic achievement: a case study of Iranian high school girl’s students // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V. 51. Pp. 1030–1034. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.08.282
18. Juhász M. (2010). Influence of personality on Teamwork behaviour and communication // Periodica Polytechnica Social and Management Sciences. V. 18, No. 2. Pp. 61–74. https://doi.org/10.3311/pp.so.2010-2.02
19. Kichuk S.L., Wiesner W.H. (1997). The big five personality factors and team performance: implications for selecting successful product design teams // Journal of Engineering and Technology Management. V. 14, No. 3–4. Pp. 195–221. https://doi.org/10.1016/s0923-4748(97)00010-6
20. Ling A.S., Basit A., Nizam D. (2017). Does learning style impact student academic performance? // International Journal of Education, Learning and Training. V. 2, No. 2. Pp. 1–13.
21. Nighute S., Sadavarte S.K. (2014). Relationship between big five personality traits and academic performance in medical students // Journal of Evolution of Medical and Dental Sciences. V. 3, No. 17. Pp. 4446–4452. https://doi.org/10.14260/jemds/2014/2457
22. Noftle E.E., Robins R.W. (2007). Personality predictors of academic outcomes: Big five correlates of GPA and SAT scores // Journal of Personality and Social Psychology. V. 93, No. 1. Pp. 116–130. https://doi.org/10.1037/0022-3514.93.1.116
23. Vedel A. (2014). The Big Five and tertiary academic performance: A systematic review and meta-analysis // Personality and Individual Differences. V. 71. Pp. 66–76. https://doi.org/10.1016/j.paid.2014.07.011
24. Yu Z. (2021). The effects of gender, educational level, and personality on online learning outcomes during the COVID-19 pandemic // International Journal of Educational Technology in Higher Education. V. 18, No. 1. Pp. 1–17. https://doi.org/10.1186/s41239-021-00252-3
Рецензия
Для цитирования:
Афанасьев В.Я., Воронцов Н.В. Влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость при дистанционном обучении в цифровой среде. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(1):76-86. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86
For citation:
Afanasyev V.Ya., Vorontsov N.V. The influence of students’ intelligence types and personality traits on academic performance in distance learning in the digital environment. Digital Sociology. 2022;5(1):76-86. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-76-86