Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск
Том 5, № 1 (2022)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-1

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

4-14 542
Аннотация

Статья посвящена проблемам социального управления в цифровую эпоху. Большое внимание уделено последствиям внедрения высоких технологий в социум, в том числе феномену «управленческого отставания» (англ. management lag) и вопросу, успевает ли общество с «умными» технологами, поглощенное процессами повсеместной цифровизации, эффективно управлять социальными процессами. Актуальность вопроса определена также событиями, связанными с переходом на дистанционный режим работы многих предприятий в период пандемии COVID-19, во время которого мир столкнулся с проблемой организации работы при помощи информационно-коммуникационных технологий. В статье через призму государственных программ ряда развитых стран и актуальных статистических данных рассмотрено функционирование платформ «Электронного правительства» как одного из примеров инноваций в социальном управлении в мире. Для анализа использованы материалы российских и зарубежных органов статистического учета, электронных баз данных крупнейших организаций, ведущих учет развития высоких технологий: PricewaterhouseCoopers, Boston Consulting Group, Организации Объединенных Наций, Всемирного Банка, Правительства России и др. Сделан вывод, что современное общество высоких технологий вынуждено искать новые, эффективные методы управления. Система управления должна быть обновлена таким образом, чтобы одновременно отвечать запросам социальной реальности и успевать за цифровыми изменениями. Процессы принятия управленческих решений в условиях электронно-цифрового общества находятся в стадии трансформации, а вопросы внедрения высоких технологий в социум выступают дискуссионными в научной среде. Скорость и масштаб цифровизации выше, чем культурное и управленческое развитие, что выступает угрозой социальному прогрессу.

15-24 856
Аннотация

В российском публичном дискурсе цифровизация признается как новый глобальный тренд, создавая среду с широкими возможностями коммуникации и приводя к переформатированию в онлайн-формат традиционных практик гражданского участия. В связи с этим актуально изучение возможностей, рисков и необходимых условий данных трансформаций. Цель статьи – выявление ограничений цифровизации гражданского участия населения, лежащих в поле цифровых различий. Рассматриваются поселенческий, возрастной, гендерный, образовательный и доходный факторы доступности Интернета, целей его использования и наличия цифровых навыков для российских регионов в том числе в Вологодской области как типичного региона. Для решения задач исследования использованы социологические методы, анализ вторичных данных, метод системно-структурного и кросс-табуляционного анализа. Результаты проведенного исследования позволили выявить характеристики, согласно которым определенные группы населения, имеют высокий, средний или низкий потенциал к вовлечению в цифровые форматы функционирования гражданского общества с позиции технической доступности, наличия необходимых знаний и опыта работы с Интернетом и цифровыми сервисами. Вероятнее всего, онлайн-формат проявления гражданской позиции наиболее привлекателен для молодых людей и людей среднего возраста, работающих и проживающих в городах, со средним специальным или высшим образованием. На момент исследования не выявлено существенного влияния гендера и самооценки дохода на цифровые разрывы. Однако учет современных тенденций цифровизации и продления активной жизни людей старших возрастов позволяет судить о том, что в будущем группы потенциальных участников гражданского участия в онлайн-формате будут расширяться. Результаты исследования могут быть учтены при планировании развития гражданского общества с учетом современных тенденций разработки инструментов мотивации различных социально-демографических групп населения к проявлению гражданской активности в Сети.

25-35 885
Аннотация

Значительную часть времени современная молодежь проводит в Интернете, общаясь с друзьями, получая образовательные услуги, совершая покупки. Такая важная часть общественной жизни, как политическая деятельность не является исключением. Статья посвящена изучению возможностей и барьеров политического участия молодежи в условиях цифровизации, описанию различных форм этого участия в цифровой среде, а также выявлению уровня заинтересованности молодежи в различных способах политического участия в сети «Интернет». В работе проведен контент-анализ разных вариантов политического участия: онлайн-флешмобов, интернет-голосования, платформ для сбора подписей, личных блогов, сообществ политической направленности, публикаций популярных блогеров. Данные контент-анализа были дополнены результатами анкетного опроса молодых людей – активных пользователей Интернета. Способы политического участия сравнивались между собой с точки зрения их востребованности представителями молодежи, в том числе в контексте безопасности использования. Проведенное исследование дает возможность четко обозначить проблему и значительно ускорить процесс ее решения, а также позволяет значительно упростить процесс входа молодежи в политическую систему посредством информационно-коммуникационных технологий.

36-43 517
Аннотация

В статье представлено переосмысление итогов исследований в области управления «умными городами» по материалам публикаций в Испании и Нидерландах. Выявлено три направления исследований. Первая группа статей предлагает научные исследования «умного управления» городами и рекомендации совершенствования его эффективности на основе четкого понимания степени легитимности принятия решений. Автор сопоставляет процессы с подходами российских ученых и акцентирует внимание на важном выводе зарубежных ученых, что технологии сами по себе не сделают город «умнее»: строительство «умного города» требует политического понимания технологий, процессного подхода к управлению, формирующимся «умным городом», и сосредоточения внимания как на экономических выгодах, так и на других общественных ценностях. Во второй группе статей представлен комплексный взгляд на концепции «умных городов» с «умным управлением», сочетающим в себе инновационные структуры и новые технологии, новые каналы связи, направленные на постоянное функционирование системы управления городов и среды для сотрудничества и вовлеченности граждан. Третья группа публикаций касается критических аспектов развития «умного управления» на практике и вызываемых этим последствий, в частности, переоценки способности частного сектора разрабатывать и внедрять интеллектуальные технологии, преобладание технократического подхода к принятию решений, неспособности обеспечивать беспристрастность и объективность, отсутствие способности анализа городских данных, облачных вычислений на цифровых платформах стимулировать производство в среде сотрудничества. Их вывод о необходимости в «умном управлении» обращать внимание на процессы социально-пространственного развития вполне коррелируют с выводами российских ученых.

44-53 629
Аннотация

Стремительное развитие и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой новый этап экономического и научно-технического прогресса. Вместе с тем отсутствует механизм, который обеспечивал бы эффективное управление социальными системами на основе использования информационных технологий в связи с социально-экономическим неравенством среди населения Российской Федерации, не позволяющим всем слоям населения пользоваться результатами научно-технического прогресса, что усугубила пандемия COVID-19. Цель исследования – выявление роли современных информационных технологий в повышении уровня и качества жизни населения, в частности, преодолении бедности работающего населения. В рамках статьи проанализированы зарубежные и отечественные исследования по этой теме за последние пять лет. Рассмотрено влияние пандемии на общественные структуры, в частности, рынок труда и сферу занятости. Отмечен рост значения и роли социальных сетей в общественной жизни и серьезный потенциал их использования для решения исследуемых проблем. Авторами проведено социологическое исследование в Республике Башкортостан, на основе которого сделаны выводы: для современного общества характерна проблема информационного неравенства, тесно взаимосвязанная с проблемой экономического неравенства, которая с развитием современных информационно-коммуникационных технологий будет усугубляться; среди жителей была выявлена проблема компьютерной неграмотности и тесная взаимосвязь между уровнем доходов и знаниями, навыками в сфере информационно-коммуникационных технологий, знанием английского языка. Результаты исследования актуализируют необходимость внедрения в программы по преодолению бедности навыков владения современными информационными технологиями.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА

54-63 617
Аннотация

В статье проанализирована «третья миссия университетов», под которой понимается набор социально-значимых функций, направленных на развитие личности и общества, в том числе в локальном (региональном) фокусе. Актуальность исследования обусловлена наличием цифрового разрыва – социального феномена, проявляющегося в неравномерном развитии и использовании цифровых технологий населением, в зависимости от территориальных и социально-демографических характеристик. Цифровой разрыв в контексте российской действительности рассматривается как один из видов образовательного риска, особенно относительно социально-уязвимых слоев населения. Отмечено, что университеты могут стать проводниками цифровых трансформаций, способствуя инклюзии групп риска в цифровом обществе. Результаты исследования с применением качественно-количественного анализа документов – интернет-сайтов российских вузов, их нормативно-правовой документации, затрагивающей вопросы «третьей миссии», позволили заключить, что основной ориентацией университетов становится развитие доступного онлайн-образования, массовых открытых образовательных курсов и обучение цифровым профессиям. Последнее подтверждается анализом рейтингов «Три миссии университета» (MosIUR) за 2020–2021 гг. Широкое распространение получают образовательные программы, направленные на овладение цифровыми профессиями социально-уязвимыми слоями населения – они охватывают людей пенсионного и предпенсионного возраста, безработных, матерей с детьми дошкольного и школьного возраста. Такие программы предусматривают систему бюджетного финансирования и софинансирования, однако не учитывают региональный фактор, влияющий на уровень цифровизации, а также материальное благополучие населения. Cделан вывод о необходимости расширения перечня граждан, имеющих право на льготное обучение по указанным программам, прежде всего, малоимущих, жителей небольших населенных пунктов на периферии, кризисных регионов.

64-75 877
Аннотация

Для современных университетов социальные сети – конкурентная среда и площадка для повышения узнаваемости своего бренда в глобальных и национальных рейтингах, продвижения образовательных, научных и инновационных услуг аудитории социальных сетей с помощью маркетингового инструментария. Позиционирование современного университета в социальных сетях является деятельностью, ориентированной на наиболее выгодное представление университета и его услуг, популяризации науки. Цель исследования – изучение глобальных тенденций в позиционировании и цифровой трансформации медийной активности университетов в социальных сетях на основе открытых статистических данных. Авторами проанализированы индексы присутствия университетов в восьми социальных сетях (VK, Instagram, Facebook, YouTube, Telegram, Twitter, OK, Tik-Tok) университетов из топ-10 рейтинга медийной активности (2021) с учетом особенностей функционирования каждой социальной сети. Выделены вузы с максимальным медийным присутствием в каждой социальной сети. Отмечено, что в основе заметного присутствия в социальных сетях лежит работа над формированием университетом своего позитивного медийного образа и внедрение глобальных трендов медиа-позиционирования в стратегическое развитие. Зафиксированы две различные стратегии позиционирования в медиапространстве, отмечены социальные сети, обладающие большим потенциалом для позиционирования вузов по критериям возраста и емкости охватываемого сегмента рынка. Исследование может быть полезно социологам, экономистам, маркетологам, преподавателям университетов.

76-86 854
Аннотация

В статье исследовано влияние типов мышления и личностных качеств студентов на академическую успеваемость с целью повышения эффективности удаленного (дистанционного) или онлайн-обучения. Исследование проходило в 2019–2021 гг. на базе трех групп студентов-бакалавров, обучавшихся при разных формах обучения: очной (аудиторной) форме в 2019 и 2021 гг. и удаленной (дистанционной) форме в 2020 г. Студенты ежегодно тестировались в соответствии с методикой Дж. Брунера в адаптации Г.В. Резапкиной для определения ведущих типов мышления и согласно русскоязычной версии опросника Big Five Inventory в адаптации С.А. Щебетенко для анализа личностных качеств. Полученные данные при очной (аудиторной) и удаленной (дистанционной) форме обучения обрабатывались статистически и сопоставлялись между собой для интепретации и формирования практических рекомендаций. Результатом исследования стала эмпирическая модель типов мышления и личностных качеств, влияющих на академическую успеваемость при разных формах обучения. В качестве позитивного фактора перевода на удаленное обучение авторами выделена выраженность у студентов креативного мышления. Наоборот, распространенность словесно-логического типа мышления является, скорее, фактором в пользу классического аудиторного формата взаимодействия. Вне зависимости от выбранной формы обучения подчеркивается общая актуальность активизации и адаптации студентов гуманитарных специальностей с выраженным наглядно-образным и предметной-действенным мышлением. Подтверждаются и ранее полученные данные об общем положительном влиянии на эффективность обучения таких личностных качеств, как доброжелательность, добросовестность и открытость новому опыту. Невротизм же является незначимым личностным фактором, оказывающим негативное влияние в аудиторном формате, и положительное при дистанционном обучении. Выдвинута гипотеза о меньшей эффективности проведения в онлайн-формате (в отличие от очной формы) командных активностей, в том числе проектных работ у групп с выраженной экстраверсией.

87-97 884
Аннотация

Оценка качества жизни населения является важной и актуальной задачей социологии. Машинное обучение, как инструмент классификации цифровых следов пользователей социальных сетей, позволяет сформировать базу для расчета индекса субъективного качества жизни. В статье последовательно рассмотрены все этапы применения алгоритмов машинного обучения для оценки качества жизни населения регионов Российской Федерации и вопросы повышения точности работы нейронной сети. Для обучения нейросети авторами был сформирован набор размеченных данных, извлеченных из региональных сообществ социальная сеть «ВКонтакте». Проанализированы различные подходы к векторизации текстов, общедоступные нейросетевые модели, предобученные на больших русскоязычных текстовых корпусах, а также метрики оценки результатов работы алгоритмов. Проведены вычислительные эксперименты с разными алгоритмами, по результатам которых был выбран алгоритм Rubert-tiny в связи с его высокой скоростью обучения и классификации. В ходе настройки параметров модели была достигнута точность f1-macro 0,545. Вычислительные эксперименты проводились с использованием скриптов на языке Python. Рассмотрены типичные ошибки, которые совершает нейронная сеть в процессе автоматической классификации контента. Результаты исследования можно использовать для расчета индекса онлайн-активности в социальной сети «ВКонтакте» пользователей из различных российских регионов, на основе которого в дальнейшем можно рассчитывать индекс субъективного качества жизни. Повышение точности работы нейронной сети позволит получить более надежные данные для оценки качества жизни в регионах на основе цифровых следов пользователей.

98-106 652
Аннотация

Изменения, происходящие в мире, предполагают неизбежное вхождение бизнеса, науки, образования в цифровое пространство. Российским организациям любой сферы деятельности для такого серьезного шага нужна комплексная готовность всей системы, подкрепленная не только энтузиазмом сотрудников и способностью руководителей к эксперименту. Без продуманной качественной подготовки всех системных элементов и связей цифровая трансформация может оказаться несвоевременной дорогостоящей мерой, тормозящей развитие организаций. В статье проанализированы факторы, препятствующие цифровизации экономики и управленческого образования и влияющие на успех цифрового перехода. Образование рассматривается как ведущий фактор социально-экономического развития, следовательно, запрос на осуществление цифровизации обращен прежде всего к образованию. В статье поднята проблема отсутствия убедительной научной психолого-педагогической концепции цифрового обучения, которую можно было бы использовать субъектам образования как базовую. Результаты опроса студентов управленческих специальностей вуза показали: необходимые для деятельности в эпоху цифровой революции профессиональные компетенции современных менеджеров предстоит расширить, встает вопрос о разумном включении в образовательные программы управленческого университета соответствующих реальным запросам дисциплин.

107-116 511
Аннотация

Сегодня наблюдается активное внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, приводящее к возрастанию и воспроизводству рисков цифровизации. Это требует от государства формирования общества с высокой цифровой грамотностью. В рамках оценки уровня цифровой грамотности населения в российских регионах авторами изучалась цифровая грамотность учащихся 1–8 классов общеобразовательных школ г. Якутска и их родителей, оценивалось знание ими основ безопасности в сетевом пространстве. Основным методом сбора информации стало онлайн-анкетирование. В ходе исследования определялись уровни компетентности в области поиска информации в Интернете, владения гаджетами, показатели цифрового потребления учащихся и родителей, использования социальных сетей, потребления товаров и услуг в Интернете, производства мультимедийного контента и др. В указанной категории населения при достаточно высоком уровне цифрового потребления отмечен низкий уровень цифровой безопасности и средний уровень цифровой компетентности. Исследование показало наличие больших пробелов в знаниях и детей, и подростков, и родителей. Таким образом, продемонстрирована актуальность развития цифровых навыков у населения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

117-120 1016
Аннотация

В рамках данной работы подготовлена рецензия на книгу Игоря Станиславовича Ашманова и Натальи Ивановны Касперской «Цифровая гигиена». В рецензии освещено содержании книги, ее основных разделов. Работа дает глубокий анализ сетевых угроз и является ценной и своевременной. В книге представлены механизмы защиты личности в виртуальном пространстве, описаны общие принципы цифровой гигиены, использование которых имеет особую ценность для детей и подростков. Особое внимание представляют способы раннего распознавания манипуляций и сетевых манипуляторов. Авторы приводят свою аргументированную и взвешенную позицию по перспективам развития Интернета и социальных сетей, подробно останавливаются на возможных сценариях развития цифровых технологий, в том числе негативных, и повсеместного внедрения инноваций в жизнь общества. Книга «Цифровая гигиена» в условиях повсеместного проникновения информационных технологий в нашу жизнь будет интересна каждому, кто хочет оградить себя от вредного воздействия их бесконтрольного распространения. Книга будет интересна родителем и школьным учителям, а также чиновникам и государственным служащим, которые работают в сфере инновационного развития и диджитализации. Данное издание востребовано и крайне актуально, и на его основе следует подготовить ряд практических учебных изданий для педагогов и родителей.

121-130 462
Аннотация

Представлена рецензия монографии, посвященной методологическим и теоретическим аспектам социологии цифрового общества. Людмила Александровна Василенко и Наталия Николаевна Мещерякова вводят понятие цифрового общества как нового самостоятельного этапа существования постиндустриального общества и переходного этапа к постцифровому. Понятие конституируется через описание сущностных черт цифрового общества, качественно выделяющих его на общей линии цивилизационного развития. Авторы утверждают, что классической социологии с ее арсеналом теорий, методов и техник недостаточно для познания гибридной реальности, частично виртуализированной. В книге закладываются теоретические и методологические основы социологии цифрового общества. Ее содержание нацелено на подведение итогов изучения цифрового общества как особой стадии информационного общества и формирование авторского видения способа решения проблем. В тексте сгенерированы обзоры наиболее значимых исследований. Представлен полидисциплинарный подход и к обзору, и к изложению собственных позиций и наработок. Авторы выходят далеко за пределы предмета собственно социологической науки, и формируют объемную картину цифрового общества как целостности. Цифровое общество рассматривается с позиции цивилизационного подхода. Авторы последовательно концентрируют свое внимание на вопросе об эволюции становления информационного общества, затем переходят к главному аспекту авторской концепции. Они разворачивают аргументы в пользу доказательства того, что цифровое общество – очередной этап развития информационного общества. Реализован оригинальный сценарный подход к интерпретации эмпирических данных о процессе цифровизации. При организации исследования и формулировке выводов выделяются позитивные и негативные последствия, и сценарии эволюции. Книга представляет значительный интерес для социологов, философов, специалистов в области социального управления.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)