Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Компетентность и безопасность потребления цифровой среды детьми и родителями

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-107-116

Аннотация

Сегодня наблюдается активное внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности, приводящее к возрастанию и воспроизводству рисков цифровизации. Это требует от государства формирования общества с высокой цифровой грамотностью. В рамках оценки уровня цифровой грамотности населения в российских регионах авторами изучалась цифровая грамотность учащихся 1–8 классов общеобразовательных школ г. Якутска и их родителей, оценивалось знание ими основ безопасности в сетевом пространстве. Основным методом сбора информации стало онлайн-анкетирование. В ходе исследования определялись уровни компетентности в области поиска информации в Интернете, владения гаджетами, показатели цифрового потребления учащихся и родителей, использования социальных сетей, потребления товаров и услуг в Интернете, производства мультимедийного контента и др. В указанной категории населения при достаточно высоком уровне цифрового потребления отмечен низкий уровень цифровой безопасности и средний уровень цифровой компетентности. Исследование показало наличие больших пробелов в знаниях и детей, и подростков, и родителей. Таким образом, продемонстрирована актуальность развития цифровых навыков у населения.

Об авторах

А. Б. Неустроева
Национальная библиотека Республики Саха; Академия наук Республики Саха
Россия

Неустроева Аиза Борисовна, канд. социол. наук, науч. сотр. Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия); вед. науч. сотр. Академии наук Республики Саха (Якутия)

г. Якутск



Л. Д. Филиппова
Детская точка кипения - Центр чтения Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия)
Россия

Филиппова Лена Даниловна, гл. технолог

г. Якутск



Список литературы

1. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Имаева Г.Р., Спиридонова Л.В. (2019). Цифровая грамотность российских педагогов // Аналитический центр НАФИ. М.: НАФИ. 84 с.

2. Берман Н.Д. (2017). К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. Т. 8, № 6-2. Pp. 35–38. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38

3. Болотов В.А., Мерцалова Т.А. (2021). Оценка качества образования в условиях дистанционного обучения: опыт проживания пандемии системами школьного образования стран постсоветского пространства. М.: Алекс. 390 с.

4. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. (2019). Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. № 2 (38). С. 167–193.

5. Василенко И.В., Придачук М.П., Василенко Ил.В. (2021). Социальные риски цифровой экономики организаций: критерии знания и уровни согласия // Международный научно-исследовательский журнал. № 9-2 (111). С. 119–123. https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.9111.056

6. Кодачигов В. (2018). Мобильный интернет в России уже стал полноценной заменой фиксированному // Ведомости. 27 августа.

7. Кузьмина М.В. [и др.] (2019). Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Киров: ИРО Кировской области. 47 с.

8. Неустроева А.Б., Филиппова Л.Д. (2021). Цифровая грамотность жителей города Якутска – детей и родителей: результаты онлайн-опроса // Социолог и психолог в библиотеке: Сб. статей и материалов. Вып. ХII / Рос. гос. б-ка для молодежи; Ред.-сост. М. М. Самохина. М.: РГБМ. С. 100–106.

9. Проказина Н.В. (2021). Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии // Цифровая социология. Т. 4, № 3. С. 36–43. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43

10. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. (2013). Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования: монография. М.: Фонд развития Интернет. 144 с.

11. Cолдатова Г.У., Рассказова Е.И. (2014). Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей // Национальный психологический журнал. № 2 (14). С. 27–35.

12. Уваров А.Ю. (2020). Цифровая трансформация и сценарии развития общего образования. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ. 108 с.

13. Чмыхова Е.В. (2020). Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе // Цифровая социология. Т. 3, № 1. С. 4–11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11

14. Chetty K., Qigui L., Gcora N., Josie J., Wenwei L., Fang C. (2018). Bridging the digital divide: measuring digital literacy // Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. V. 12, no. 1. Art. 20180023. https://doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2018-23

15. Gilster P. (1997). Digital Literacy. N.Y.: Wiley Computer Publ. 267 p.


Рецензия

Для цитирования:


Неустроева А.Б., Филиппова Л.Д. Компетентность и безопасность потребления цифровой среды детьми и родителями. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(1):107-116. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-107-116

For citation:


Neustroeva A.B., Filippova L.D. Competence and safety of digital environment consumption by children and parents. Digital Sociology. 2022;5(1):107-116. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-1-107-116

Просмотров: 484


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)