Поиск новых измерений пространства образования: «цифровой» и «нецифровой» векторы развития
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-70-77
Аннотация
Социокультурные, экологические, экономические обстоятельства, в которых оказывается постоянно меняющийся мир, настойчиво требуют появления новых направлений и предметов исследования в образовательной сфере.
Цель статьи – выявить перспективные векторы изучения пространства непрерывного образования.
Использованы следующие методы исследования: а) анализ сочетания терминов, объединяющих философские, социокультурные, экономические и образовательные смыслы; б) анализ авторского педагогического опыта в форматах формального, неформального и спонтанного образования; в) экспертный опрос, проведенный в режиме онлайн в октябре 2021 г.; г) контент-анализ развернутых ответов на предложенные респондентам вопросы.
В результате в статье намечены ранее не очевидные источники для создания междисциплинарной методологической основы, появление которой можно прогнозировать на стыках различных областей знания, в практико-ориентированных исследовательских попытках реализации идей трансдисциплинарности. В авторском исследовании диагностируются принципиально новые методологические импульсы, которые имеются в науке и современной философии при рассмотрении непрерывного познания как жизненно важного атрибута современного человека. Обсуждаются возможности, которые скрыты в парадоксальных, на первый взгляд, сочетаниях и на пересечениях ранее вполне самостоятельных знаниевых сфер. Это важно для решения задачи сохранения антропных качеств, которая особенно рельефно выступает в ходе хаотичного развития обучающих систем, интегрирующих природу человека и искусственный интеллект.
Научную новизну работы составляют выводы об исследовательских методах, которые наиболее точно подходят для формирования нового психолого-педагогического знания о перманентном образовании.
Об авторе
Т. Ю. КротенкоРоссия
Татьяна Юрьевна Кротенко, канд. филос. наук, доц.
каф. теории и организации управления
Москва
Список литературы
1. Бермус А. Г. К проблеме исследования программирования в непрерывном образовании в полевом подходе / А. Г. Бермус // Непрерывное образование: XXI век. – 2020. – № 1. – С. 2–19. https://doi.org/10.15393/j5.art.2020.5345
2. Дьяконова М. А. Эволюция понятия «управление человеческими ресурсами» / М. А. Дьяконова, Ф. Ф. Шарипов // Вестник университета. – 2018. – № 4. – С. 14–17. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2018-4-14-17
3. Камнев В. М. О понятии медиаобразования / В. М. Камнев // Вопросы философии. – 2020. – № 3. – С. 9–12. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-3-9-12
4. Кичерова М. Н. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций / М. Н. Кичерова, Е. В. Зюбан, Е. О. Муслимова // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 126–158. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-126-158
5. Козлова Т. А. Современная философия образования и современная философская антропология: совместные проблемы и пути взаимодействия / Т. А. Козлова // Непрерывное образование: XXI век. – 2019. – № 3. – С. 18–27.
6. Кузу О. Х. Цифровизация в высшем образовании: тематическое исследование планов стратегического развития / О. Х. Кузу // Высшее образование в России. – 2020. – № 3. – С. 9–23. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-29-3-9-23
7. Куренной В. А. Философия либерального образования: принципы / В. А. Куренной // Вопросы образования. – 2020. – № 1. – С. 8–39. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2020-1-8-39
8. Розин В. М. Рефлексия оснований междисциплинарного исследования социальности / В. М. Розин // Вопросы философии. – 2020. – № 1. – С. 64–73. https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-1-64-73
9. Сундукова Г. М. Инновационный подход к управлению интеллектуальным капиталом вуза / Г. М. Сундукова // Управление. – 2017. – Т. 5, № 1. – С. 80–87. https://doi.org/10.12737/24705
10. Шарипов Ф. Ф. Эволюция представлений о пространственной организации экономики / Ф. Ф. Шарипов // Вестник университета. – 2017. – № 10. – С. 80–87.
Рецензия
Для цитирования:
Кротенко Т.Ю. Поиск новых измерений пространства образования: «цифровой» и «нецифровой» векторы развития. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(2):70-77. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-70-77
For citation:
Krotenko T.Yu. Search for new dimensions of the educational space: digital and non-digital vectors of development. Digital Sociology. 2022;5(2):70-77. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-2-70-77