Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Рискогенность публичной истории в цифровой среде (на примере российского видеоблогинга 2020-х гг.)

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-11-20

Аннотация

В статье содержатся материалы социологического исследования социокультурных практик публичной истории в социальных медиа. На основе анализа данных глубинных интервью с экспертами в сфере медийной истории (N = 60), проведенных в 2022–2023 гг., составлена классификация основных рисков, с которыми историк сталкивается в Сети. В качестве теоретической основы была использована концепция цифрового капитала, рассматривающая его как актуальную составляющую культурного, символического и социального видов капитала. Цифровая трансформация общества, включая систему образования, является одним из факторов дигитализации и демократизации знания. В этом процессе академические сообщества, коммерческие проекты, инициативные группы и отдельные граждане сталкиваются с рядом рисков, связанных с приобретением и реализацией своих капиталов. Анализ результатов исследования позволил сделать вывод о том, что актуальным и источниками рисков являются коммуникативная и финансовая стороны деятельности. Дискуссионным остается вопрос противостояния академического сообщества и цифровых популяризаторов истории, поскольку экспертами отмечается опасность депрофессионализации при условии чрезмерной ориентации на аудиторию. Поскольку рискогенность идет рука об руку с общественной нестабильностью, неопределенностью и гиперизменчивостью, в качестве риска выделяются политическое и корпоративное подавление ряда дискурсов, а также динамичное развитие информационно-коммуникативных технологий. Последнее создает как риски, так и потенциал для развития публичной истории, освоения историками нового набора компетенций и получения дифференцированных источников дохода. В этом процессе нематериальный капитал конвертируется в материальный, актуализируя финансовую сторону практик.

Об авторе

Ю. В. Никулич
Кубанский государственный университет
Россия

Никулич Юлия Валерьевна, Аспирант

г. Краснодар



Список литературы

1. Аникин Д.А. Исторические исследования между популяризацией и лженаукой: предупреждение рисков и поиски компромисса. В кн.: Коммуникация ученых для популяризации науки: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 3–4 июля 2018 г. СПб: Издательство ВВМ; 2019. С. 15–21.

2. Аржанова К.А., Еремеева А.И. Ситуативный и коммуникационный контент в рамках SMM-продвижения бренда в социальных сетях. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;2(6):4–11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-4-11

3. Бабинцев В.П., Серкина Я.И. Институционализация социальных рисков дигитализации образовательного пространства вузов в провинциальных городах России. Социологическая наука и социальная практика. 2023;1(11):26–43. https://doi.org/10.19181/snsp.2023.11.1.2

4. Беляева Л.А. «Взрослая» молодежь в современном социальном пространстве России. Вестник РУДН. Серия: Социология. 2022;4(22):812–827. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-4-812-827

5. Бурдье П. Практический смысл. СПб.: Алетейя; 2001. 562 с. Вартанова Е.Л., Гладкова А.А. Цифровое неравенство, цифровой капитал, цифровая включенность: динамика теоретических подходов и политических решений. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2021;1:3–29. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.1.2021.329

6. Вилемсон А.А., Петров С.В. Опасности в жизни блогера и их прогнозирование. В кн.: Актуальные проблемы педагогического и психологопедагогического образования. Саратов: Саратовский источник; 2021. С. 16–26.

7. Газиева И.А., Бурашникова А.А. Компетентностный функциональный профиль преподавателя вуза: ценностный подход. Высшее образование в России. 2023;3(32):26–47. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-3-26-47

8. Головчин М.А. Институциональные ловушки цифровизации российского высшего образования. Высшее образование в России. 2021;3(30):59– 75. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-59-75

9. Ефанов А.А. Структура символического капитала в современной коммуникационной среде: цифросетевая прогрессия. Цифровая социология/ Digital Sociology. 2023;6(2):51–57. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-51-57

10. Король А.Д., Воротницкий Ю.И. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века. Высшее образование в России. 2022;6(31):48–61. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61

11. Красильникова Е.В. О гуманизации цифровизации современного образования. Современные проблемы науки и образования. 2020;2. https://doi.org/10.17513/spno.29618

12. Никулич Ю.В. Ценностно-нормативные установки публичных историков в социальных медиа. В кн.: Социальные коммуникации: философские, политические, религиозные, культурно-исторические измерения: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 25 мая 2023 г. Кемерово: Кемеровский государственный университет; 2023. С. 122–126.

13. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И., Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования. Высшее образование в России. 2022;1(31):159–168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168

14. Пашков М.В., Пашкова В.М. Проблемы и риски цифровизации высшего образования. Высшее образование в России. 2022;3(31):40–57. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-22-3-40-57

15. Рассолова Е.Н., Галкин К.А. Цифровизация сферы гражданской науки в России. Перспективы и барьеры развития. Цифровая социология/ Digital Sociology. 2023;2(6):12–19. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-2-12-19

16. Репина Л.П. Память и наследие в «крестовом походе» против истории, или рождение «мемориальной парадигмы». Уральский исторический вестник. 2021;2(71):6–16. https://doi.org/10.30759/1728-9718-2021-2(71)-6-16

17. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания: учебное пособие. СПб: Алетейя; 2022. 523 с.

18. Сергеев А.Ю., Широкова О.В. Мошенничество в цифровом обществе в условиях социальных изменений. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;1(6):59–71. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-1-59-71

19. Тихонова С.В., Артамонов Д.С. Историческая память в социальных медиа. СПб: Алетейя; 2022. 264 с. Чернавин Ю.А. Единство традиции и новации как фактор устойчивого развития цифрового общества. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;1(6):21–28. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-1-21-28

20. Яницкий О.Н. Профессионал как социальный актор: случай или правило? Вестник Института социологии. 2012;5:43–60.

21. Antonopoulou K. Staying Afloat Amidst Extreme Uncertainty: A Case Study of Digital Transformation in Higher Education. Technological Forecasting and Social Change. 2023;192:1–13. https://doi.org/10.1016/j.techfore.2023.122603

22. Jameson J., Rumyantseva N., Cai M., Markowski M. et al. A systematic Review and Framework for Digital Leadership Research Maturity in Higher Education. Computers and Education Open. 2022;3:1–27. https://doi.org/10.1016/j.caeo.2022.100115

23. Monnier E.-C., Avry S., El-Hamamsy L. et al. From Teacher to Teacher-Trainer: A Qualitative Study Exploring Factors Contributing to a Successful Train-the-Trainer Digital Education Program. Social Sciences & Humanities Open. 2023;1(8):1–12. https://doi.org/10.1016/j.ssaho.2023.100518


Рецензия

Для цитирования:


Никулич Ю.В. Рискогенность публичной истории в цифровой среде (на примере российского видеоблогинга 2020-х гг.). Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(3):11-20. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-11-20

For citation:


Nikulich Yu.V. Risk-Generating aspect of public history in digital environment (on the example of Russian video blogging in the 2020s). Digital Sociology. 2023;6(3):11-20. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-11-20

Просмотров: 388


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)