Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Становление российской магистратуры: как реализуются запросы цифровой экономики в образовательном процессе

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24

Полный текст:

Аннотация

Исследовано состояние российской магистратуры в условиях перехода к цифровой экономике. Затронуты отдельные аспекты присоединения России к Болонскому процессу – отмечены проблемы перехода, связанные с недостаточным пониманием сущности трансформаций основными стейкхолдерами. Проанализированы вопросы социализации обучающихся «цифрового» поколения, наиболее характерные из них – стремление к постоянным изменениям, нетерпимость однотипных задач, хорошее владение информационными технологиями. Отмечено, что российская магистратура сталкивается с необходимостью адаптации к потребностям цифровой экономики, а также «поколенческим» особенностям представителей поколения Z.

Приведены результаты эмпирического социологического исследования «Рождение российской магистратуры», выполненного в рамках проекта Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Цель исследования – анализ состояния современной российской магистратуры и определение ключевых процессов, в которых задействованы основные стейкхолдеры (обучающиеся, преподаватели и работодатели). В статье отражены результаты опроса 713 преподавателей магистратуры регионов России, а также 1 140 магистрантов. В качестве основных результатов приведены сведения об использовании современных образовательных технологий в подготовке российских магистрантов – сделан вывод о небольшом распространении онлайн-обучения и сетевых программ в вузах.

Приведены данные исследования, характеризующие степень сформированнности цифровых компетенций студентов российской магистратуры: поиска и обработки информации, использования информационных технологий, обеспечения безопасности информации, умения работать с «большими данными». Отмечено, что эти навыки хорошо развиты у современных студентов, однако участие вузов в их развитии невысокое. Сделан вывод, что российская магистратура характеризуется «переходным» периодом в решении задач цифровой экономики.

Об авторе

Е. В. Воеводина
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Россия

канд. соц. наук, доцент, 

г. Москва



Список литературы

1. Бауман З. (2008). Текучая современность. СПб.: Питер. 2008. 240 с.

2. Банных Г.А. (2016). Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 1 (33). С. 15–33.

3. Бек У. (2000). Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 383 с.

4. Брыкин А.В. (2017). Проблемы социализации и идентификации человека в мире цифровой экономики//Материалы VIII Грушинской конференции «Социолог 2.0: Трансформация профессии»: сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/prez/5/Brikin.pdf (дата обращения: 03.10.2019).

5. Василенко Л.А. (2016). Фрактальный подход к формированию научного и образовательного пространства ЕАЭС//Управленческое консультирование. № 11 (95). С. 50–56.

6. Василенко Л.А. (2014). Формирование и реализация инновационных компетенций госслужащих в условиях вызовов глобализации//Государственная служба. № 2 (88). С. 42–45.

7. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. (2010). Болонский процесс в России: Краткая историческая справка//Корпоративный портал Томского политехнического университета. Режим доступа: https://goo.su/0fY0 (дата обращения: 03.10.2019).

8. Соловов А.А. (2016). Подготовка бакалавров: проблема востребованности выпускников на рынке труда// Вестник Самарского университета. История, Педагогика, Филология. № 3-1. С. 58–64.


Для цитирования:


Воеводина Е.В. Становление российской магистратуры: как реализуются запросы цифровой экономики в образовательном процессе. Цифровая социология/Digital Sociology. 2019;2(3):16-24. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24

For citation:


Voevodina E.V. Formation of Russian magistracy: implementation of the digital economy requests in the educational process. Digital Sociology. 2019;2(3):16-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24

Просмотров: 73


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)