Становление российской магистратуры: как реализуются запросы цифровой экономики в образовательном процессе
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24
Аннотация
Исследовано состояние российской магистратуры в условиях перехода к цифровой экономике. Затронуты отдельные аспекты присоединения России к Болонскому процессу – отмечены проблемы перехода, связанные с недостаточным пониманием сущности трансформаций основными стейкхолдерами. Проанализированы вопросы социализации обучающихся «цифрового» поколения, наиболее характерные из них – стремление к постоянным изменениям, нетерпимость однотипных задач, хорошее владение информационными технологиями. Отмечено, что российская магистратура сталкивается с необходимостью адаптации к потребностям цифровой экономики, а также «поколенческим» особенностям представителей поколения Z.
Приведены результаты эмпирического социологического исследования «Рождение российской магистратуры», выполненного в рамках проекта Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Цель исследования – анализ состояния современной российской магистратуры и определение ключевых процессов, в которых задействованы основные стейкхолдеры (обучающиеся, преподаватели и работодатели). В статье отражены результаты опроса 713 преподавателей магистратуры регионов России, а также 1 140 магистрантов. В качестве основных результатов приведены сведения об использовании современных образовательных технологий в подготовке российских магистрантов – сделан вывод о небольшом распространении онлайн-обучения и сетевых программ в вузах.
Приведены данные исследования, характеризующие степень сформированнности цифровых компетенций студентов российской магистратуры: поиска и обработки информации, использования информационных технологий, обеспечения безопасности информации, умения работать с «большими данными». Отмечено, что эти навыки хорошо развиты у современных студентов, однако участие вузов в их развитии невысокое. Сделан вывод, что российская магистратура характеризуется «переходным» периодом в решении задач цифровой экономики.
Об авторе
Е. В. ВоеводинаРоссия
канд. соц. наук, доцент,
г. Москва
Список литературы
1. Бауман З. (2008). Текучая современность. СПб.: Питер. 2008. 240 с.
2. Банных Г.А. (2016). Использование интернет-технологий в университетском образовании: информационная компетентность и возможности ее формирования у студентов и преподавателей// Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. № 1 (33). С. 15–33.
3. Бек У. (2000). Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция. 383 с.
4. Брыкин А.В. (2017). Проблемы социализации и идентификации человека в мире цифровой экономики//Материалы VIII Грушинской конференции «Социолог 2.0: Трансформация профессии»: сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения. Режим доступа: https://wciom.ru/fileadmin/file/nauka/grusha2018/prez/5/Brikin.pdf (дата обращения: 03.10.2019).
5. Василенко Л.А. (2016). Фрактальный подход к формированию научного и образовательного пространства ЕАЭС//Управленческое консультирование. № 11 (95). С. 50–56.
6. Василенко Л.А. (2014). Формирование и реализация инновационных компетенций госслужащих в условиях вызовов глобализации//Государственная служба. № 2 (88). С. 42–45.
7. Карпенко О.М., Бершадская М.Д. (2010). Болонский процесс в России: Краткая историческая справка//Корпоративный портал Томского политехнического университета. Режим доступа: https://goo.su/0fY0 (дата обращения: 03.10.2019).
8. Соловов А.А. (2016). Подготовка бакалавров: проблема востребованности выпускников на рынке труда// Вестник Самарского университета. История, Педагогика, Филология. № 3-1. С. 58–64.
Рецензия
Для цитирования:
Воеводина Е.В. Становление российской магистратуры: как реализуются запросы цифровой экономики в образовательном процессе. Цифровая социология/Digital Sociology. 2019;2(3):16-24. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24
For citation:
Voevodina E.V. Formation of Russian magistracy: implementation of the digital economy requests in the educational process. Digital Sociology. 2019;2(3):16-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24