ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Современная молодежь все чаще проводит свое время в социальных сетях, которые используются ими в качестве места для дружеского общения, проведения досуга, совершения покупок, пространства для профессионального становления и т.п. В процессе взаимодействия молодые люди в социальных сетях применяют различные коммуникативные практики, основные из которых приведены в статье.
Описаны основные функции социальных сетей, специфика и классификация пользовательских сообществ, их влияние на коммуникативное поведение пользователей. Проанализированы инструменты передачи социальной информации в социальных сетях: эмодзи, стикеры, фотографии, картинки, в том числе в виде интернет-мемов, предпочтения их использования пользователями. Обосновано, что особенности лексики, характерные для виртуальной коммуникации, в совокупности с использованием невербальных средств, таких как мемы, трансформируют язык пользователей.
Рассмотрено такое явление, как фейк (аккаунт, скрывающий истинную сущность пользователя), а также причины создания фейковых аккаунтов и их функционал. Проанализированы степень и формы проявления агрессии в процессе виртуальной коммуникации. Исследована специфика контента в зависимости от типологии социальных сообществ, в которых взаимодействуют пользователи: по интересам, с развлекательным контентом, новостных, официальных страниц компаний, интернет-магазинов, жителей определенного города (работников учреждения, обучающихся учебного заведения), сообществ помощи, сообществ-блогов. Отмечены общие закономерности создания и использования контента в интернет-сообществах.
Информационное пространство воздействует на социальные процессы и формирует новую систему ценностей, представлений о человеке как о личности, ее самовыражении и достижении успеха в различных сферах жизни. Имидж становится выражением новых требований общественного сознания. В статье на основе данных социологического исследования выявлено и проанализировано: какие ценностные ориентиры и качества составляют имидж наиболее авторитетных представителей современного российского общества, каков гендерный состав этих представителей, а также профессиональные сферы и качества, которые помогают женщинам завоевать высокий уровень доверия, сформировать положительный имидж в современном информационном обществе.
Рассмотрены факторы, способствующие формированию отрицательного имиджа. Проведено 329 интервью в 8 федеральных округах. В ходе интервью респонденты указывали представителей общества, имеющих, на их взгляд, наиболее положительный имидж и высокий уровень доверия, а также противоположные примеры негативного имиджа, вызывающий низкую оценку. Выявлены асимметрия в критериях оценки обществом имиджа женщин и мужчин, а также гендерный дисбаланс среди представителей с высоким общественным авторитетом.
Обозначены границы допустимого присутствия женщин на вершине социума, устанавливаемые самим социумом. Отмечены профессиональные области, в которых женщинам лучше удается формировать положительный имидж в условиях современного информационного общества. Выявлено, что благотворительность является ценной составляющей положительного образа женщин независимо от их профессиональных сфер. Традиционные гендерные ценности продолжают оставаться важной составляющей образа. Высокий уровень присутствия в информационном пространстве может способствовать в построении имиджа, так и иметь отрицательные последствия.
ЦИФРОВАЯ СРЕДА
Исследовано состояние российской магистратуры в условиях перехода к цифровой экономике. Затронуты отдельные аспекты присоединения России к Болонскому процессу – отмечены проблемы перехода, связанные с недостаточным пониманием сущности трансформаций основными стейкхолдерами. Проанализированы вопросы социализации обучающихся «цифрового» поколения, наиболее характерные из них – стремление к постоянным изменениям, нетерпимость однотипных задач, хорошее владение информационными технологиями. Отмечено, что российская магистратура сталкивается с необходимостью адаптации к потребностям цифровой экономики, а также «поколенческим» особенностям представителей поколения Z.
Приведены результаты эмпирического социологического исследования «Рождение российской магистратуры», выполненного в рамках проекта Института образования ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Цель исследования – анализ состояния современной российской магистратуры и определение ключевых процессов, в которых задействованы основные стейкхолдеры (обучающиеся, преподаватели и работодатели). В статье отражены результаты опроса 713 преподавателей магистратуры регионов России, а также 1 140 магистрантов. В качестве основных результатов приведены сведения об использовании современных образовательных технологий в подготовке российских магистрантов – сделан вывод о небольшом распространении онлайн-обучения и сетевых программ в вузах.
Приведены данные исследования, характеризующие степень сформированнности цифровых компетенций студентов российской магистратуры: поиска и обработки информации, использования информационных технологий, обеспечения безопасности информации, умения работать с «большими данными». Отмечено, что эти навыки хорошо развиты у современных студентов, однако участие вузов в их развитии невысокое. Сделан вывод, что российская магистратура характеризуется «переходным» периодом в решении задач цифровой экономики.
Представлена целостная экспертная методика социальной диагностики информационной безопасности российского общества, которая в своей методологической и нормативно-правовой основе опирается на закрепленную в отечественном праве концепцию национальной безопасности как способности государственных и общественных институтов противостоять угрозам интересам личности, общества и государства. Изложена сущность цифрового общества как объекта защиты от неблагоприятного воздействия на технологическом уровне (компьютерная, программно-аппаратная база цифровых коммуникаций), а также на уровне контента, распространяемого в информационно-коммуникационной сети «Интернет» (далее – Интернет). Выполнено описание субъектов виртуальной коммуникации с точки зрения их возможностей и практики защиты от неблагоприятного информационного воздействия. Дана характеристика различных ситуаций социального взаимодействия, которым может угрожать неправомерный доступ к персональной информации – в финансово-экономических и служебных отношениях.
Отдельно проведен анализ статуса должностных лиц – субъектов реализации государственных полномочий в органах © Кибакин М.В., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/). власти, который может представлять особую уязвимость при слабой урегулированности злонамеренного распространения ложной информации в Интернете. Особое внимание уделено обоснованию возможностей раннего выявления информационных угроз функционированию базовых социальных институтов – социального доверия и устойчивости социальных отношений, солидарности, цивилизационной идентичности, межконфессионального мира и толерантности в сложном обществе.
Авторская методика в статье представлена как социологическая исследовательская технология, включающая интерпретацию и операционализацию групп информационных угроз, закрепленных в государственной концепции национальной безопасности, корректного применения экспертных процедур для оценки защищенности от этих угроз, а также последующей математико-статистической и логической интерпретацией полученных данных. Изложены предложения по использованию методики социальной диагностики информационной безопасности в практике социального управления в процессе трансформации современного социума на основе цифровых технологий.
Проведено исследование социальных представлений об Армении как туристическом объекте с использованием цифровых данных статистик Яндекса, отзывов на туристических сайтах в совокупности с другими социологическими методами, такими как: контент-анализ газет и художественных произведений, анкетный социологический опрос. Обоснована актуальность социологических исследований с учетом цифровых источников информации, так как в настоящий момент сеть «Интернет» – главный поставщик данных о туристических странах.
Туризм в современной Армении – одна из интенсивно развивающихся хозяйственных отраслей, и страна ищет возможности дальнейшего роста этой отрасли, что и обеспечивает практическую значимость исследований, связанных с образом Армении и армянского народа в глазах туристов как реальных, так и потенциальных, только планирующих путешествие в эту страну. Рассмотрено понятие социальных представлений в концепции Сержа Московичи. Описаны методологические особенности контент-анализа и его ограничения. Представлены результаты контент-анализа интернет-источников, а также публикаций и кинематографических источников по теме социальных представлений об Армении. В ходе исследования выявлены стереотипные суждения туристов, посещавших и не посещавших Армению. Также интерес представляет тот факт, что основными факторами, влияющими на формирование позитивного представления об Армении как объекте туризма, являются информированность туристов о достопримечательностях и культуре Армении и опыт посещения страны. Для сравнительного анализа данных выборка была разделена по категориям опрошенных: посещавшие и не посещавшие Армению в качестве туристов, пол, возраст (в каждой категории по две равнонаполненные группы).
ISSN 2713-1653 (Online)