Социологическое измерение адаптационного потенциала личности в медиаэкосистеме
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-39-49
Аннотация
В статье представлены теоретическое обоснование и эмпирическая апробация авторской модели адаптационного потенциала личности в условиях медиаэкосистемы. Основу авторского подхода составляет рассмотрение индивида как основного субъекта практик медийной активности, которые актуализируют личностные ресурсы интернет-пользователей, связанные с их готовностью к эффективной коммуникации, к производству и потреблению медиаконтента в современных институциональных условиях медиаэкосистемы (с учетом существующих рисков и ограничений). Предложена теоретическая модель адаптационного потенциала, согласно которой такой потенциал является сложным многоуровневым образованием, содержащим в себе три последовательных уровня: ценностный, диспозиционный и практический. Показано, что каждый из данных уровней состоит из ряда подуровней, включающих преобладающие в медиаэкосистеме виды ценностей, диспозиций и практик пользователей. На основе разработки данных операциональных показателей и специальной шкалы представлена авторская методика социологического измерения адаптационного потенциала личности в медиаэкосистеме. По итогам авторского социологического исследования с применением кластерного анализа (онлайн-опрос пользователей социальных сетей и мессенджеров, N = 900) обнаружены четыре кластера пользователей медиа, различающиеся уровнем развития и структурой адаптационного потенциала. Данные кластеры охарактеризованы как «осторожные пользователи», «теоретики», «неадаптированные», «адаптированные». В заключении статьи приведены перспективные направления дальнейшего научного поиска по теме исследования.
Ключевые слова
Для цитирования:
Гримов О.А. Социологическое измерение адаптационного потенциала личности в медиаэкосистеме. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(4):39-49. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-39-49
For citation:
Grimov O.A. The sociological measurement of individual adaptive potential in media ecosystem. Digital Sociology. 2023;6(4):39-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-39-49