Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-50-60

Аннотация

Статья посвящена изучению диаспоры как субъекта этнокультурной коммуникации иностранных студентов в образовательной среде вуза, в том числе в условиях развития цифровых форм взаимодействия (социальные сети, мессенджеры, сеть Интернет). Основная цель исследования заключается в определении ключевых функций этнического сообщества, в выявлении специфики диаспоры не только как социокультурного феномена, но и как действующего и влиятельного субъекта, который может играть решающую роль в коммуникационных процессах. Авторы обращаются к анализу накопленного теоретического материала, приводят в качестве примера результаты социологического исследования, проведенного методом анкетного опроса. Результаты социологического исследования показали, что для студентов-иностранцев, которые обучаются в вузах провинциального города (г. Курск) и города-миллионника (г. Санкт-Петербург), диаспора, а также возможность быть ее частью играют принципиальное значение. Для студентов, которые прибыли для обучения в малый город, диаспора значима тем, что в ней обучающиеся могут найти помощь и поддержку, получить достаточное количество информации о том, какие правила и нормы предусмотрены для нового сообщества. Также учащиеся могут находить новые формы досуга. Студенты, приезжающие обучаться в большой город, испытывают культурный шок, могут потеряться и первое время нуждаются в особой поддержке в связи с длительным периодом адаптации. Новизна социологического исследования состоит в том, что в нем был приведен сравнительный анализ диаспоральной значимости для студентов-иностранцев, которые приехали для обучения в г. Курск и г. Санкт-Петербург. Полученные данные использованы для анализа текущей ситуации в образовательной среде. В дальнейшем планируется проведение периодических «волновых» исследований для выявления изменений в студенческой среде.

Об авторах

К. Д. Кунилова
Автономная некоммерческая организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог Регионы»
Россия

Кунилова Ксения Дмитриевна, специалист по исследованиям

г. Москва



Т. Н. Каменева
Государственный университет управления; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Каменева Татьяна Николаевна, д-р социол. наук, проф. каф. социологии, психологии управления и истории; проф. каф. социологии

г. Москва



М. В. Воробьев
Курский государственный университет
Россия

Воробьев Максим Васильевич, канд. юрид. наук, доц. каф. гражданского права и процесса

г. Курск



Список литературы

1. Антонова Т.В., Клименова Н.А. Процесс социальной адаптации иностранных студентов. Огарев-Online. 2017;5(94):1–5.

2. Арутюнов С.А. Диаспора – это процесс. Этнографическое обозрение. 2000;2:74–78.

3. Каменева Т.Н., Кунилова К.Д., Целуйко А.В. Медийная коммуникация как фактор самоорганизации диаспоры. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(4):56–66. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-4-56-66

4. Каменева Т.Н., Кульчитцкий А.В., Котляров С.А., Казарян М.Ю., Орлова Е.С. Анализ проблемы распространения фейковой информации в интернет-пространстве. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(3):73–78. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-3-73-78

5. Кондратьева Т.С. К вопросу о понятии «Диаспора»: дискуссия в научном сообщества. Актуальные проблемы Европы. 2009;4:17–41.

6. Кунилова К.Д. Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов). Мир науки. Социология, филология, культурология. 2021;1(12):1–7.

7. Кунилова К.Д., Каменева Т.Н. Социальные и образовательные функции диаспоры в современном обществе. Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. 2020;3651–3655. https://doi.org/10.19181/kongress.2020.435

8. Обидина Ю.С. Концептуализация понятия «Диаспора» в современных научных исследованиях. «Запад-Восток». Научно-практический ежегодник. 2012;5–18.

9. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор: монография. М.: Инфра-М; 2020. 276 с.

10. Ромеро А.Н. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы межэтнического взаимодействия. Известия ВГПУ. 2009;8:79–84.

11. Brubaker R. Accidental diasporas and external “homelands” in Central and Eastern Europe: Past and present. Wien: IHS; 2000. 349 p.


Рецензия

Для цитирования:


Кунилова К.Д., Каменева Т.Н., Воробьев М.В. Диаспора как субъект этнокультурной цифровой коммуникации иностранных студентов в России. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(4):50-60. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-50-60

For citation:


Kunilova K.D., Kameneva T.N., Vorobyev M.V. Diaspora as an ethno-cultural digital communication subject of foreign students in Russia. Digital Sociology. 2023;6(4):50-60. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-50-60

Просмотров: 795


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)