Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Особенности социальной адаптации китайских студентов к онлайн-обучению в условиях вуза

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-67-78

Аннотация

В статье представлены результаты поискового социологического исследования, проведенного в сентябре-октябре 2023 г. по проблеме влияния учебных практик онлайн-обучения на социальную адаптацию иностранных учащихся в российском вузе. Эмпирическим объектом выступили граждане Китая, обучающиеся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и находящиеся в настоящий момент на территории Российской Федерации (далее – РФ). В исследовании методом онлайн-анкетирования получены ответы на вопросы об отношении китайских студентов к организации образовательного процесса, к практикам их взаимодействия и коммуникациям в малых учебных группах. Эмпирически доказано, что отношение студентов из Китая к любой форме обучения зависит от того, насколько в той или иной учебной практике решен вопрос преодоления языкового барьера и выстраивания межкультурной коммуникации. При этом позитивное отношение к онлайн-обучению связывается китайскими студентами с возможностью обучения без необходимости находиться на территории РФ, а негативное – с коммуникационными проблемами, в частности с отсутствием непосредственного общения с преподавателем или руководителем. Выявлено, что наиболее психологически комфортными для китайских студентов являются учебные формы онлайн-занятий. Весомо свидетельство предпочтения этой категорией учащихся обособленного положения, нахождения внутри своей инокультурной группы и своего круга общения. Перспективным направлением развития темы исследования определен более общий проект по изучению социального самочувствия, в частности, студентов с особыми образовательными потребностями.

Об авторах

Р. В. Леньков
Московский государственный гуманитарно-экономический университет
Россия

Леньков Роман Викторович, Канд. экон. наук, доц. каф. социологии и медиакоммуникаций

г. Москва



Н. В. Карпова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Карпова Наталья Владимировна, канд. социол. наук, доц. каф. социальных технологий

г. Москва



Список литературы

1. Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. М.: Академический проект; 2014. 432 с.

2. Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. М.: МИПК; 2013. 57 с.

3. Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова; 2000. 326 с.

4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации. Социологические исследования. 2013;2:80–91.

5. Карпенко М.П. Современная дидактика массового электронного образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017;4:58–64.

6. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. Пер. с англ. А. Смирнова. М.: ИД ВШЭ; 2011. 360 с.

7. Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф. Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества. Цифровая социология. 2022;5(3):76–87.

8. Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Категория доверия в исследовании выбора вуза. Социологический журнал. 2020;26(2):82–101.

9. Леньков Р.В. Цифровое обучение: учебная технология, высокотехнологическая среда, инструментальное средство. Социология медиакоммуникаций: теория и практика. М.: МГПУ; 2023. С. 81–95.

10. Шугаль Н.Б. Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. М.: НИУ ВШЭ; 2021. 257 с.

11. Тихомиров В.П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции. Дистанционное обучение. 1997;2:69–73.

12. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: Феникс; 1999. 536 с.

13. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education. Distance education: International perspectives. London: Croom Helm; 1983. Pр. 114–122.

14. Lamsden C.J., Wilson E.O. Genes, mind and culture: the coevolutionary process. London: Harvard University; 1981.

15. Keegan D. Reintegration of the teaching acts. Theoretical principles of distance education. New York: Routledge;1993. Рp. 113–134.

16. Moore M. Toward a theory of independent learning and teaching. Journal of Higher Education. 1973;44(12):661–679.

17. Peters O. Distance teaching and industrial production: a comparative interpretation in outline. Distance education: international perspectives. London: Croom Helm; 1983. Pp. 95–113.

18. Tierney W.G. On the road to recovery and renewal reinventing academe. The responsive university. Restructuring for high performance. Baltimore: Johns Hopkins University; 1998. Pp. 1–12.

19. Verduin J.R., Clark T.A. Distance education: the foundations of effective practice. San Francisco: Jossey-Bass Publishers; 1991. 304 p.


Рецензия

Для цитирования:


Леньков Р.В., Карпова Н.В. Особенности социальной адаптации китайских студентов к онлайн-обучению в условиях вуза. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(4):67-78. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-67-78

For citation:


Lenkov R.V., Karpova N.V. Social adaptation features of Chinese students to online learning in a university. Digital Sociology. 2023;6(4):67-78. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-67-78

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)