Особенности социальной адаптации китайских студентов к онлайн-обучению в условиях вуза
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-67-78
Аннотация
В статье представлены результаты поискового социологического исследования, проведенного в сентябре-октябре 2023 г. по проблеме влияния учебных практик онлайн-обучения на социальную адаптацию иностранных учащихся в российском вузе. Эмпирическим объектом выступили граждане Китая, обучающиеся в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и находящиеся в настоящий момент на территории Российской Федерации (далее – РФ). В исследовании методом онлайн-анкетирования получены ответы на вопросы об отношении китайских студентов к организации образовательного процесса, к практикам их взаимодействия и коммуникациям в малых учебных группах. Эмпирически доказано, что отношение студентов из Китая к любой форме обучения зависит от того, насколько в той или иной учебной практике решен вопрос преодоления языкового барьера и выстраивания межкультурной коммуникации. При этом позитивное отношение к онлайн-обучению связывается китайскими студентами с возможностью обучения без необходимости находиться на территории РФ, а негативное – с коммуникационными проблемами, в частности с отсутствием непосредственного общения с преподавателем или руководителем. Выявлено, что наиболее психологически комфортными для китайских студентов являются учебные формы онлайн-занятий. Весомо свидетельство предпочтения этой категорией учащихся обособленного положения, нахождения внутри своей инокультурной группы и своего круга общения. Перспективным направлением развития темы исследования определен более общий проект по изучению социального самочувствия, в частности, студентов с особыми образовательными потребностями.
Об авторах
Р. В. ЛеньковРоссия
Леньков Роман Викторович, Канд. экон. наук, доц. каф. социологии и медиакоммуникаций
г. Москва
Н. В. Карпова
Россия
Карпова Наталья Владимировна, канд. социол. наук, доц. каф. социальных технологий
г. Москва
Список литературы
1. Аверин Ю.П. Теоретическое построение количественного социологического исследования. М.: Академический проект; 2014. 432 с.
2. Андреев А.А. Интернет-технологии и модели обучения в среде Интернет. М.: МИПК; 2013. 57 с.
3. Густырь А.В. Введение в дистанционное образование. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А. Шолохова; 2000. 326 с.
4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Обучение детей мигрантов как проблема их социальной адаптации. Социологические исследования. 2013;2:80–91.
5. Карпенко М.П. Современная дидактика массового электронного образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2017;4:58–64.
6. Кларк Б.Р. Система высшего образования: академическая организация в кросс-национальной перспективе. Пер. с англ. А. Смирнова. М.: ИД ВШЭ; 2011. 360 с.
7. Козлов В.Н., Романенкова Д.Ф. Потребности лиц с инвалидностью в компетенциях, расширяющих возможности трудоустройства в условиях цифровизации общества. Цифровая социология. 2022;5(3):76–87.
8. Константиновский Д.Л., Кузнецов И.С. Категория доверия в исследовании выбора вуза. Социологический журнал. 2020;26(2):82–101.
9. Леньков Р.В. Цифровое обучение: учебная технология, высокотехнологическая среда, инструментальное средство. Социология медиакоммуникаций: теория и практика. М.: МГПУ; 2023. С. 81–95.
10. Шугаль Н.Б. Мониторинг экономики образования: 2020: в 2 т. М.: НИУ ВШЭ; 2021. 257 с.
11. Тихомиров В.П. Дистанционное образование: история, экономика, тенденции. Дистанционное обучение. 1997;2:69–73.
12. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б. Ольшанского. Ростов-на-Дону: Феникс; 1999. 536 с.
13. Holmberg B. Guided didactic conversation in distance education. Distance education: International perspectives. London: Croom Helm; 1983. Pр. 114–122.
14. Lamsden C.J., Wilson E.O. Genes, mind and culture: the coevolutionary process. London: Harvard University; 1981.
15. Keegan D. Reintegration of the teaching acts. Theoretical principles of distance education. New York: Routledge;1993. Рp. 113–134.
16. Moore M. Toward a theory of independent learning and teaching. Journal of Higher Education. 1973;44(12):661–679.
17. Peters O. Distance teaching and industrial production: a comparative interpretation in outline. Distance education: international perspectives. London: Croom Helm; 1983. Pp. 95–113.
18. Tierney W.G. On the road to recovery and renewal reinventing academe. The responsive university. Restructuring for high performance. Baltimore: Johns Hopkins University; 1998. Pp. 1–12.
19. Verduin J.R., Clark T.A. Distance education: the foundations of effective practice. San Francisco: Jossey-Bass Publishers; 1991. 304 p.
Рецензия
Для цитирования:
Леньков Р.В., Карпова Н.В. Особенности социальной адаптации китайских студентов к онлайн-обучению в условиях вуза. Цифровая социология/Digital Sociology. 2023;6(4):67-78. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-67-78
For citation:
Lenkov R.V., Karpova N.V. Social adaptation features of Chinese students to online learning in a university. Digital Sociology. 2023;6(4):67-78. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2023-6-4-67-78