Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Факторы, влияющие на региональное неравенство в сфере онлайн-торговли

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-15-23

Аннотация

В последние годы в Российской Федерации (далее – РФ, Россия) наблюдается экспоненциальный рост онлайн-покупок. Этот рост значительно ускорился во время пандемии COVID-19. Однако данные свидетельствуют, что существуют межрегиональные различия в развитии онлайн-торговли. Это также касается различий между поколениями, городскими жителями и жителями сельской местности. В данном исследовании рассматриваются факторы, определяющие особенности в развитии онлайн-торговли в России. Автор выделил 5 основных факторов, которые могут повлиять на данное развитие: интернет-инфраструктура (измеряемая региональными расходами на внедрение цифровых технологий и количеством подключенных абонентов мобильной связи), экономическое благосостояние (измеряемое валовым региональным продуктом), уровень жизни (измеряемый уровнем доходов населения), уровень бедности и численность населения региона. В исследовании используются данные Федеральной службы государственной статистики и Ассоциации компаний интернет‑торговли для анализа 85 регионов РФ. Многоуровневый регрессионный анализ позволил изучить 5 факторов, а также контекстуальное влияние 8 федеральных округов России. Результаты показывают, что интернет-инфраструктура, экономическое благосостояние, численность населения и 8 федеральных округов оказали влияние на развитие онлайн-покупок в РФ, но уровень жизни не был статистически значимым. Автор рекомендует политикам обратить внимание на эти основополагающие факторы.

Об авторе

М. Олумекор
Уральский федеральный университет имени первого президента России Б.Н. Ельцина
Россия

Олумекор Майкл, Научный исследователь

Екатеринбург



Список литературы

1. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика. Вопросы инновационной экономики. 2021;3(11):911–928. https://doi.org/10.18334/vinec.11.3.112227

2. Добринская Д.E., Мартыненко Т.С. Перспективы российского информационного общества: уровни цифрового разрыва. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2019;1(19):108–120. http://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-1-108-120

3. Земцов С.П., Демидова К.В., Кичаев Д.Ю. Распространение интернета и межрегиональное цифровое неравенство в России: тенденции, факторы и влияние пандемии. Балтийский регион. 2022;4(14):57–78. http://doi.org/10.5922/2079-8555-2022-4-4

4. Исаев А.П., Наумов В.Н., Саблина Ю.В. О Стратегии развития информационного общества РФ на 2017–2030 гг. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2018;1:84–98.

5. Олумекор М. Социальная стратификация пожилых онлайн-покупателей. Вестник Тюменского государственного университета. Социальноэкономические и правовые исследования. 2024;1(37(10):39–52. https://doi.org/10.21684/2411-7897-2024-10-1-39-52

6. Понукалин И.A. Цифровое общество в России: социальные реалии потребительских практик. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019;3(51):118–130. https://doi.org/10.21685/2072-3016-2019-3-12

7. Acilar A., Sæbø Ø. Towards understanding the gender digital divide: a systematic literature review. Global Knowledge, Memory and Communication. 2023;3(72):233–249. http://dx.doi.org/10.1108/GKMC-09-2021-0147

8. Cheba K., Kiba-Janiak M., Baraniecka A., Kołakowski T. Impact of external factors on e-commerce market in cities and its implications on environment. Sustainable Cities and Society. 2021;72:103032. http://dx.doi.org/10.1016/j.scs.2021.103032

9. Cullen R. Addressing the digital divide. Online Information Review. 2001;5(25):311–320. https://doi.org/10.1108/14684520110410517

10. Deviatko I.F. Digitalizing Russia. The uneven pace of progress toward ICT equality. In: Digital divide. The Internet and social inequality in international perspective. London: Routledge; 2013. Pp. 118–133.

11. Dijk J.A.G.M. van. Digital divide research, achievements and shortcomings. Poetics. 2006;4–5(34):221–235. http://dx.doi.org/10.1016/j.poetic.2006.05.004

12. Dijk J.A.G.M. van. The digital divide. Cambridge: Polity; 2020. 288 p.

13. Friedline T., Naraharisetti S., Weaver A. Digital redlining: poor rural communities’ access to fintech and implications for financial inclusion. Journal of Poverty. 2020;5–6(24):517–541. http://dx.doi.org/10.1080/10875549.2019.1695162

14. Hox J.J., Kreft I.G.G. Multilevel analysis methods. Sociological Methods & Research. 1994;3(22):283–299. http://doi.org/10.1177/0049124194022003001

15. Hox J.J., Moerbeek M., Schoot R. van de. Multilevel analysis. Techniques and applications. 3rd ed. New York: Routledge; 2017. 364 p.

16. Lythreatis S., Singh S.K., El-Kassar A.-N. The digital divide: a review and future research agenda. Technological Forecasting and Social Change. 2022;175:121359. http://dx.doi.org/10.1016/j.techfore.2021.121359

17. Mondejar M.E., Avtar R., Diaz H.L.B., Dubey R.K., Esteban J. et al. Digitalization to achieve sustainable development goals: steps towards a smart green planet. Science of the Total Environment. 2021;794:148539. http://dx.doi.org/10.1016/j.scitotenv.2021.148539

18. Newing A., Hood N., Videira F., Lewis J. “Sorry we do not deliver to your area”: geographical inequalities in online groceries provision. The International Review of Retail, Distribution and Consumer Research. 2022;1(32):80–99. http://dx.doi.org/10.1080/09593969.2021.2017321

19. Olumekor M., Polbitsyn S. Online consumer behaviour: opportunities and challenges for the elderly: Proceedings of the 16th European Conference on Innovation and Entrepreneurship, volume 2, Lisbon, September 16–17, 2021. Reading: Academic Conferences International Limited; 2021. Pp. 1190–1195. https://doi.org/10.34190/eie.21.027

20. Olumekor M., Singh H.P., Alhamad I.A. Online grocery shopping: exploring the influence of income, internet access, and food prices. Sustainability. 2024;4(16):1545. http://dx.doi.org/10.3390/su16041545

21. Selwyn N. Reconsidering political and popular understandings of the digital divide. New Media & Society. 2004;3(6):341–362. http://dx.doi.org/10.1177/1461444804042519

22. Song Zh. The geography of online shopping in China and its key drivers. Environment and Planning B: Urban Analytics and City Science. 2022;1(49):259–274. http://dx.doi.org/10.1177/23998083211002189

23. Travkina N.M. Digitization of society: alternative projections of the future. Herald of the Russian Academy of Sciences. 2022;92(6):S483–S491. http://dx.doi.org/10.1134/S1019331622120115


Рецензия

Для цитирования:


Олумекор М. Факторы, влияющие на региональное неравенство в сфере онлайн-торговли. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(3):15-23. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-15-23

For citation:


Olumekor M. Factors influencing regional disparities in online shopping. Digital Sociology. 2024;7(3):15-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-15-23

Просмотров: 989


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)