Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11

Полный текст:

Аннотация

В материалах статьи уточнены понятия сущности социальных рисков цифрового общества, а также их специфика в процессе электронного обучения. Аргументирована важность проведения исследований в этой области, которая динамично развивается на основе цифровых технологий. Дана классификация научных работ в области изучения рисков электронного обучения на основании социально-технологических, институциональных и общесоциальных подходов. Приведено обоснование институционального характера социальных рисков электронного обучения, а также основания для классификации по формам проявления, уровням и источникам возникновения, а также организационно-технологическим характеристикам. Для выявления сущности этих рисков предложена концепция С.А. Кравченко «гуманистической теории сложного общества», которое имеет нелинейную динамику развития. Введено понятие типов и видов социальных рисков в области этой формы обучения. Характеристика типов рисков приведена в соотношение с такими характеристиками современного социума, как усложнение процессов самоорганизации, открытый характер и нелинейность трансформационных процессов.

Изложено понимание различных видов рисков, которые связаны: с проблемами реализации целей гуманистической образовательной политики; неполной интегральностью методического инструментария электронного обучения; разрывом образовательных традиций; конфликтами между субъектами образовательных отношений; недостаточной адаптивностью цифровых технологий к содержанию социального взаимодействия; сложностью характера дистанционных образовательных технологий в современной суперсложной социоэкологической глобальной системе; влиянием на формализацию обучения новых типов рациональности; объективно присущими современному обществу глобальными социальными рисками; конфликтами социальных движений с интересами субъектов, реализующих функции образования; неделимостью безопасности сложного социума в различных сферах и уровнях социального взаимодействия. Описаны пути управления рисками электронного обучения.

Об авторе

Е. В. Чмыхова
Открытый гуманитарно-экономический университет
Россия

Чмыхова Екатерина Витальевна, канд. соц. наук, доцент, проректор

г. Москва



Список литературы

1. Балалаева Е.Ю. (2016). Дидактические риски использования электронных средств обучения // Непрерывное образование: XXI век. № 4 (16). С. 95–102.

2. Дмитриев А.В. (2012). Конфликтология: краткий терминологический словарь. СПб.: СПбГУП. 66 c.

3. Кравченко С.А. (2011). Словарь новейшей социологической лексики: теория, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: Институт социологии РАН; МГИМО-Университет МИД России. 407 с.

4. Кравченко С.А. (2012). Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности: монография. М.: МГИМО-Университет. 306 c.

5. Кравченко СА. (2013a). Играизация / Социологический толковый русско-английский словарь. М.: МГИМО–Университет. 231 с.

6. Кравченко С.А. (2013b). Социологический толковый русско-английский словарь; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. социологии. М.: МГИМО-Университет, (серия «Энциклопедии и словари МГИМО/У/»). 914 с.

7. Кравченко С.А. (2013c). Становящаяся сложная социальная реальность: проблемы новых уязвимостей // Социологические исследования. № 5. C. 3–12.

8. Кравченко С.А. (2014). Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости, востребованность гуманистической биополитики: монография. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России; Ин-т социологии РАН. – М.: МГИМО-Университет. 198 с.

9. Куркина Е.П. (2012). Электронное обучение и факторы образовательного риска // Ученые записки ИСГЗ. Т. 10, 31. С. 92–99.

10. Мельников С.Л., Шилина С.А. (2016). Социальные риски в вузовском образовании: использование системы электронного обучения (СОЭ) MOODLE для их преодоления // Экономика. Социология. Право. № 4. С. 55–61.

11. Beck U. (2010). World at Risk. Cambridge: Polity Press. 269 p.

12. Perrow Ch. (1999). Normal accidents: living with high risk technologies. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 464 p.


Для цитирования:


Чмыхова Е.В. Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе. Цифровая социология/Digital Sociology. 2020;3(1):4-11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11

For citation:


Chmykhova E.V. Social risks of e-learning in a digital society. Digital Sociology. 2020;3(1):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)