Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе
Аннотация
В материалах статьи уточнены понятия сущности социальных рисков цифрового общества, а также их специфика в процессе электронного обучения. Аргументирована важность проведения исследований в этой области, которая динамично развивается на основе цифровых технологий. Дана классификация научных работ в области изучения рисков электронного обучения на основании социально-технологических, институциональных и общесоциальных подходов. Приведено обоснование институционального характера социальных рисков электронного обучения, а также основания для классификации по формам проявления, уровням и источникам возникновения, а также организационно-технологическим характеристикам. Для выявления сущности этих рисков предложена концепция С.А. Кравченко «гуманистической теории сложного общества», которое имеет нелинейную динамику развития. Введено понятие типов и видов социальных рисков в области этой формы обучения. Характеристика типов рисков приведена в соотношение с такими характеристиками современного социума, как усложнение процессов самоорганизации, открытый характер и нелинейность трансформационных процессов.
Изложено понимание различных видов рисков, которые связаны: с проблемами реализации целей гуманистической образовательной политики; неполной интегральностью методического инструментария электронного обучения; разрывом образовательных традиций; конфликтами между субъектами образовательных отношений; недостаточной адаптивностью цифровых технологий к содержанию социального взаимодействия; сложностью характера дистанционных образовательных технологий в современной суперсложной социоэкологической глобальной системе; влиянием на формализацию обучения новых типов рациональности; объективно присущими современному обществу глобальными социальными рисками; конфликтами социальных движений с интересами субъектов, реализующих функции образования; неделимостью безопасности сложного социума в различных сферах и уровнях социального взаимодействия. Описаны пути управления рисками электронного обучения.
Об авторе
Е. В. ЧмыховаРоссия
Чмыхова Екатерина Витальевна, канд. соц. наук, доцент, проректор
г. Москва
Список литературы
1. Балалаева Е.Ю. (2016). Дидактические риски использования электронных средств обучения // Непрерывное образование: XXI век. № 4 (16). С. 95–102.
2. Дмитриев А.В. (2012). Конфликтология: краткий терминологический словарь. СПб.: СПбГУП. 66 c.
3. Кравченко С.А. (2011). Словарь новейшей социологической лексики: теория, понятия, персоналии (с английскими эквивалентами). М.: Институт социологии РАН; МГИМО-Университет МИД России. 407 с.
4. Кравченко С.А. (2012). Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности: монография. М.: МГИМО-Университет. 306 c.
5. Кравченко СА. (2013a). Играизация / Социологический толковый русско-английский словарь. М.: МГИМО–Университет. 231 с.
6. Кравченко С.А. (2013b). Социологический толковый русско-английский словарь; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. социологии. М.: МГИМО-Университет, (серия «Энциклопедии и словари МГИМО/У/»). 914 с.
7. Кравченко С.А. (2013c). Становящаяся сложная социальная реальность: проблемы новых уязвимостей // Социологические исследования. № 5. C. 3–12.
8. Кравченко С.А. (2014). Социокультурная динамика еды: риски, уязвимости, востребованность гуманистической биополитики: монография. Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Ун-т) МИД России; Ин-т социологии РАН. – М.: МГИМО-Университет. 198 с.
9. Куркина Е.П. (2012). Электронное обучение и факторы образовательного риска // Ученые записки ИСГЗ. Т. 10, 31. С. 92–99.
10. Мельников С.Л., Шилина С.А. (2016). Социальные риски в вузовском образовании: использование системы электронного обучения (СОЭ) MOODLE для их преодоления // Экономика. Социология. Право. № 4. С. 55–61.
11. Beck U. (2010). World at Risk. Cambridge: Polity Press. 269 p.
12. Perrow Ch. (1999). Normal accidents: living with high risk technologies. New Brunswick, NJ: Rutgers University Press, 464 p.
Рецензия
Для цитирования:
Чмыхова Е.В. Социальные риски электронного обучения в цифровом обществе. Цифровая социология/Digital Sociology. 2020;3(1):4-11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11
For citation:
Chmykhova E.V. Social risks of e-learning in a digital society. Digital Sociology. 2020;3(1):4-11. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1-4-11