Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск
Том 3, № 1 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-1

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 

4-11 217
Аннотация

В материалах статьи уточнены понятия сущности социальных рисков цифрового общества, а также их специфика в процессе электронного обучения. Аргументирована важность проведения исследований в этой области, которая динамично развивается на основе цифровых технологий. Дана классификация научных работ в области изучения рисков электронного обучения на основании социально-технологических, институциональных и общесоциальных подходов. Приведено обоснование институционального характера социальных рисков электронного обучения, а также основания для классификации по формам проявления, уровням и источникам возникновения, а также организационно-технологическим характеристикам. Для выявления сущности этих рисков предложена концепция С.А. Кравченко «гуманистической теории сложного общества», которое имеет нелинейную динамику развития. Введено понятие типов и видов социальных рисков в области этой формы обучения. Характеристика типов рисков приведена в соотношение с такими характеристиками современного социума, как усложнение процессов самоорганизации, открытый характер и нелинейность трансформационных процессов.

Изложено понимание различных видов рисков, которые связаны: с проблемами реализации целей гуманистической образовательной политики; неполной интегральностью методического инструментария электронного обучения; разрывом образовательных традиций; конфликтами между субъектами образовательных отношений; недостаточной адаптивностью цифровых технологий к содержанию социального взаимодействия; сложностью характера дистанционных образовательных технологий в современной суперсложной социоэкологической глобальной системе; влиянием на формализацию обучения новых типов рациональности; объективно присущими современному обществу глобальными социальными рисками; конфликтами социальных движений с интересами субъектов, реализующих функции образования; неделимостью безопасности сложного социума в различных сферах и уровнях социального взаимодействия. Описаны пути управления рисками электронного обучения.

12-18 143
Аннотация

В материалах статьи раскрыта сущность вебометрики как социологического метода сбора первичного материала через изучение содержания контента, сервисов и удобства технологических решений обращения к нему пользователей. Приведено обоснование необходимости развития цифровых технологий социальной диагностики с помощью вебометрических показателей. На основании анализа научных источников по проблеме показан существенный потенциал вебометрики в изучении различных аспектов научной, образовательной, политической деятельностей, а также ее универсальный характер в качестве методического средства.

Дано уточненное понятие вебометрики как метода сбора первичных социологических данных, описана возможность его использования для изучения интернет-контента. Обоснованы правила и условия эффективного использования вебометрики на основе: применения методов и процедур контент-анализа для разработки ее бланков; включения юзабилити и визабилити в анализ технологических характеристик интернет-порталов; придания достоверности используемым параметрам исследования в результате их выделенияиз официальных документов государственной политики и корпоративных стратегий; сочетания традиционных способов фиксации первичных данных и компьютерных алгоритмов. Подробно раскрыта конкретная вебометрическая методика, которая предполагает фиксацию формального статуса исследуемого интернет-источника, содержательных параметров информационной представленности сведений о реализации государственной политики на примере работы с молодежью, наличия сервисов, а также показателей технологичности сайта и удобства обращения к нему населения. Приведен пример получения данных на основе метода вебометрики, а также их интерпретации.

На основании полученных данных выполнен анализ сочетания традиционных и современных интерактивных сервисов, которые в настоящее время представлены на официальных сайтах, показаны недостатки имеющейся ситуации для проведения эффективной информационной политики в области работы с молодежью. Сделан вывод о релевантности вебометрических методов и большом потенциале их развития в рамках цифровой социологии.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА 

19-26 146
Аннотация

Обоснована актуальность исследования потребностей использования возможностей института тьюторства в удовлетворении реабилитационных образовательных потребностей инвалидов в условиях цифрового общества. Приведены результаты обзора источников и правовых норм, которые отражают различные аспекты проблемы, дано уточнение понятий «тьютор», «интернет-технологии» применительно к образовательной реабилитации инвалидов. Обоснован научно-практический потенциал цифровой социологии в научно-методическом обеспечении развития института тьюторства в системе реабилитации инвалидов на основе цифровых технологий и интернет-ресурсов.

Введено понятие социологической концепции «цифровой социальной инклюзии образования», даны характеристики ее компонентов. Приведены результаты анализа первичных социологических данных, полученных в ходе реализации авторского исследовательского проекта образовательных потребностей инвалидов города Москвы и экспертной оценки путей совершенствования институтов их образовательной реабилитации. Дана интерпретация существенности категории инвалидов, которые могут успешно освоить программы высшего образования, а также участия в научной деятельности. На основе экспертного опроса с помощью ранговых показателей показано место института тьюторства в обеспечении эффективного использования инвалидами интернет-технологий в обучении. Подробно раскрыты меры по развитию тьюторских форм поддержки образовательной реабилитации инвалидов среди других форм: профориентационного тестирования; программ целевого направления на учебу; вовлечения в исследования; изучения рынка труда; выступления представителей вузов перед инвалидами и членами их семей.

В статью включено описание необходимых компетенций у тьюторов, а также возможности использования ими интернет-технологий при оказании помощи инвалидам в обучении: электронного обучения; цифрового дизайна обучения; глобальных цифровых образовательных и коммуникативных платформ; цифровых переводчиков. Сделан вывод о необходимости более полного использования возможностей цифровой социологии в содействии дальнейшей институциализации тьюторской поддержки образовательной реабилитации инвалидов.

27-32 113
Аннотация

Приведен краткий обзор современной системы среднего специального и высшего образования в Российской Федерации. Затронута проблема конкурентоспособности образовательных учреждений в России и мире в целом. Приведены статистические данные проведенного в конце 2019 г. анкетирования среди студентов кафедры рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» и обучающихся факультета рекламы и интернет-коммуникаций АНО ПО «Международный колледж искусств и коммуникаций» (г. Москва).

Проанализировано влияние ряда факторов на выбор обучающимися учебного заведения, выделены решающие для выбора факторы. Проанализированы мнение обучающихся в части применимости учебных дисциплин в их будущей профессии, оценка ими профессорско-преподавательского состава учебного заведения, релевантность стоимости обучения качеству и перспективы дальнейшего трудоустройства по профессии после окончания обучения. По результатам опроса даны ответы на следующие вопросы: как сами абитуриенты осуществляют выбор образовательной программы – своей будущей профессии; как они воспринимают предоставляемую им учебным заведением образовательную услугу; как абитуриенты, ставшие студентами, расценивают свой выбор образовательного учреждения, качество образовательной услуги и перспективы своего дальнейшего трудоустройства; что необходимо для формирования востребованной образовательной услуги.

На основе социологического исследования сделаны выводы о выборе учебного заведения абитуриентами. Даны рекомендации учебным заведениям по привлечению абитуриентов и повышению своей конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

33-38 127
Аннотация

Затронута проблематика восприятия элементов внешнего имиджа организации, осуществляющей продажи в области FMCG (англ. fast moving consumer goods – быстро оборачиваемые потребительские товары), целевой аудиторией. Проанализированы элементы внешнего имиджа организации, влияющие на поведение потребителей гипермаркетов. Статья основана на результатах эмпирического исследования поведения потребителей сети гипермаркетов «Глобус». Исследование проведено с использованием метода онлайн-анкетирования, выборочная совокупность – 658 респондентов.

Описаны представления потребителей о компании в целом, выявлено отношение потребителей к гипермаркету, определены основные элементы внешнего имиджа гипермаркета, на которые ориентируется потребительская целевая аудитория. Выявлена недостаточная вовлеченность потребителей в проводимые мероприятия в точках продаж, низкая осведомленность о разных видах активностей по стимулированию потребителей, в целом положительное отношение и высокая узнаваемость бренда гипермаркета. Выявлено недостаточное использование представителями целевых групп сайта и официальных интернет-ресурсов гипермаркета (аккаунты в социальных сетях, мобильное приложение). В качестве основного канала информирования целевой аудитории выступает реклама в точке продажи.

Сделаны выводы о необходимости развития имиджевой политики торговых компаний в сфере FMCG; о необходимости продвижения мобильных приложений гипермаркетов; о необходимости использования интерактивных онлайн технологий в социальных сетях и через сайт торговой компании для оперативной коммуникации с потребителями, а также для активизации потребительского поведения. Сделан вывод о влиянии атмосферы торговой точки на имидж компании в сфере FМCG. Разработаны рекомендации по оптимизации коммуникационных каналов, посредством которых целевая аудитория получает информацию о точке продаж товаров FMCG.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)