Top.Mail.Ru
Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Социологическое исследование цифровой культуры преподавателя вуза (на примере Московского государственного лингвистического университета)

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-69-79

Аннотация

Автором на основе исследования, проведенного социологической лабораторией Московского государственного лингвистического университета (далее – МГЛУ), определены сущность и уровень цифровой культуры преподавателя вуза, выявлены проблемные направления цифровизации образовательного процесса, которые требуют принятия неотложных мер по улучшению сложившейся ситуации в системе высшего образования Российской Федерации. В ходе исследования было доказано, что цифровая культура преподавателя вуза – это его цифровая социальная компетентность, сформированная в ходе профессиональной деятельности, а также движущая сила, определяющая отношение к цифровизации образовательного процесса. Уровень развития цифровой культуры преподавателя лингвистического вуза ниже среднего. Большинство респондентов владеет цифровыми навыками и использует базовые цифровые технологии в процессе обучения. Уровень владения ими у преподавателей МГЛУ сопоставим с уровнем развития этих навыков преподавателей других российских вузов. Вместе с тем по уровню компетенции в разработке онлайн-курсов и использования их материалов в качестве дополнительного учебного материала преподаватели МГЛУ отстают от общероссийских показателей. Основными проблемными направлениями цифровизации образовательного процесса являются: низкая степень оснащенности учебных аудиторий современными техническими средствами; невысокое качество и доступность интернет-коммуникаций на территории учебных корпусов; недостаточные возможности для повышения уровня цифровой культуры профессорского-преподавательского состава в области современных цифровых технологий и др.

Об авторе

В. А. Лапшов

Россия

Лапшов Валерий Александрович, Д-р социол. наук
 



Список литературы

1. Грунт Е.В., Беляева Е.А., Лисситса С. Дистанционное образование в условиях пандемии: новые вызовы российскому высшему образованию. Перспективы науки и образования. 2020;5(47):45–58. http://doi.org/10.32744/pse.2020.5.3

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Эксперимент и инновации в школе. 2009;2:7–14.

3. Колесина К.Ю., Самыгин П.С. Высшее образование в современной России: основные проблемы и перспективы развития. Наука. Образование. Современность. 2023;3:97–101. https://doi.org/10.23672/SEM.2023.3.3.005

4. Красношлыкова О.Г., Кошевая О.Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019;3(35):20–26.

5. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа; 1990. 117 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знания»; 1996. 308 с.

7. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях. Вопросы психологии. 1997;4:28–38.

8. Образцов И.В., Половнев А.В., Соловьев С.С., Дмитриева М.М., Федосейкина С.Р. Исследование удовлетворенности трудом научно-педагогического состава МГЛУ. Информационно-аналитические материалы по итогам социологического исследования. М.: Московский государственный лингвистический университет; 2020. 87 с.

9. Образцов И.В., Половнев А.В., Соловьев С.С., Дмитриева М.М., Федосейкина С.Р. Удовлетворенность преподавателей и студентов цифровизацией учебного процесса в МГЛУ. Информационно-аналитические материалы по итогам социологического исследования. М.: Московский государственный лингвистический университет; 2022. 98 с.

10. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; 1989. 216 с.

11. Тощенко Ж.Т., Колосова Е.А. (ред.) Интеллигенция в новой реальности: сборник статей XXII Международной теоретико-методологической конференции, Москва, 30 сентября – 1 октября 2021 г. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга; 2021. 360 с.

12. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence. Psychological Review. 1959;66:297–333.


Рецензия

Для цитирования:


Лапшов В.А. Социологическое исследование цифровой культуры преподавателя вуза (на примере Московского государственного лингвистического университета). Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(3):69-79. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-69-79

For citation:


Lapshov V.A. Sociological study of the digital culture of a university teacher (using the example of the Moscow State Linguistic University). Digital Sociology. 2024;7(3):69-79. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-3-69-79

Просмотров: 858


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)