Эмоциональный интеллект в управленческой деятельности и технологиях искусственного интеллекта
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-44-52
Аннотация
В работе рассматриваются роль эмоционального интеллекта (англ. emotional quotient) при осуществлении управленческой деятельности и конкурирующая позиция искусственного интеллекта (далее – ИИ), пытающегося его освоить через алгоритмы обучения и реализации в практике управления. Изучаются подходы к обучению ИИ эмоциям, систематизируются проблемы внедрения технологий ИИ в управленческий процесс, а также перспективы их разрешения. Актуальность социологического исследования эмоций в процессе социального управления обоснована возрастающими тенденциями влияния и развития искусственных технологий, активно проникающих во все сферы современного общества и приводящих к изменениям, последствия которых еще слабо прогнозируемы, а поэтому требуют своевременной оценки. Методом исследования выступает качественный контент-анализ научных и научно-практических источников, посвященных предмету работы – эмоциональному интеллекту в профессиональной управленческой деятельности. В качестве выводов обосновываются необходимость освоения эмоциональных навыков руководителями организаций социальной сферы, в том числе правоохранительной направленности, в практической деятельности которых преобладает необходимость эффективного коммуницирования с внешней и внутренней средой функционирования, а также включение эмоциональных компетенций в качестве приоритетных при освоении лидерских качеств руководителей.
Об авторах
М. С. ЛащёновРоссия
Лащёнов Михаил Сергеевич - Канд. социол. наук, доц. каф. теории и методологии государственного управления
Р. А. Бондаренко
Россия
Бондаренко Роман Александрович - Канд. пед. наук, доц. каф. теории и методологии государственного управления
И. В. Сломова
Россия
Сломова Ирина Васильевна - Судья
Список литературы
1. Алифиров А.И., Михайлова И.В. «Искусственный интеллект» в шахматах. Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016;3–2:105–106.
2. Горбунова М.Ю. Эмоции в социальном управлении: теоретическая модель. Государственное управление. Электронный вестник. 2011;26.
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Пер. с англ. А. Исаевой. М.: Манн, Иванов и Фербер; 2022. 544 с.
4. Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. Пер. с англ. А. Лисицыной. М.: Альпина Паблишер; 2012.
5. Джорж Б. Внутренний компас лидера. Пер. с англ. Е. Деревянко. М.: Альпина Паблишер; 2019. 432 с.
6. Ковалева Е.Н. Эмоциональный компонент управленческой деятельности. Экономика и социум. 2012;3:126–128.
7. Мамина Р.И., Пирайнен Е.В. Эмоциональный искусственный интеллект как инструмент взаимодействия человека и машины. Дискурс. 2023;2(9):35–51. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2023-9-2-35-51
8. Флеминг К. Эмоциональная гибкость. Завоевать расположение коллег, управлять решениями партнеров. Пер. с англ. Д. Шалаевой. М.: Эксмо; 2020. 197 с.
9. Allport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt Rinehart and Winston; 1961.
10. Picard R.W. Affective computing. Cambridge: MIT Press; 2000. 306 p
11. Salovey P., Mayer J.D. Emotional intelligence. Imagination, Cognition and Personality. 1990;1(3). https://dx.doi.org/10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
12. Thorndike E.L. Intelligence and its uses. New York: Harper’s Magazine; 1920.
Рецензия
Для цитирования:
Лащёнов М.С., Бондаренко Р.А., Сломова И.В. Эмоциональный интеллект в управленческой деятельности и технологиях искусственного интеллекта. Цифровая социология/Digital Sociology. 2024;7(4):44-52. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-44-52
For citation:
Laschenov M.S., Bondarenko R.A., Slomova I.V. Emotional intelligence in management activities аnd artificial intelligence technologies. Digital Sociology. 2024;7(4):44-52. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2024-7-4-44-52