Демаркация публичного и приватного при взаимодействии государства и граждан на цифровых сетевых платформах
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-16-26
Аннотация
Цифровые сетевые платформы построены на социотехническом взаимодействии между акторами и актантами. Создание и развитие государственных сервисов на основе цифровых платформ неминуемо ведет к трансформации взаимоотношений государства и граждан. Привлекательность государственных цифровых платформ для граждан повышается при разрешении противоречия между возможностями новых форм социального взаимодействия и угрозой неправомерного использования персональных данных, риском причинения вреда или преследований.
В статье представлены результаты анализа границ публичного и приватного при взаимодействии государства с гражданами на цифровых сетевых платформах. Метод исследования – сравнительный анализ, который базируется на дихотомии публичного и приватного, отраженной в концепции приватного и публичного Х. Арендт, концепции публичной сферы Ю. Хабермаса, нормативно-правовой концепции приватности Р. Гависона. Эмпирическую базу составили социологическое исследование, проведенное с целью получения информации о границах приватности и публичности персональных данных в цифровом сетевом пространстве (n = 1 000 среди населения старше 18 лет, проживающего в столичных мегаполисах и медианных по уровню информатизации регионах в 2020 г.), и результаты опросов Лаборатории Касперского, проведенные в 2019 г. и 2020 г.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что практически 2/3 граждан сталкивались с неправомерным использованием в сети «Интернет» конфиденциальных сведений. Большинство опрошенных осведомлены о том, что сайты, социальные сети и поисковые системы могут собирать данные для веб-аналитики. При этом граждане считают возможным передачу персональных данных органам власти в обобщенном виде для принятия управленческих решений. Половина опрошенного населения не возражает против осуществления цифрового контроля за действиями и перемещениями граждан. Таким образом, несмотря на имеющийся негативный опыт, явное сопротивление при организации сбора персональной информации на цифровых сетевых платформах маловероятно.
Ключевые слова
Об авторе
В. В. ЗотовРоссия
Зотов Виталий Владимирович, д-р социол. наук, проф.
г. Москва
Список литературы
1. Арендт Х. (2000). Vita Activa, или О деятельной жизни / пер. с нем. и англ. В.В. Бибихина; под ред. Д.М. Носова. СПб.: Алетейя. 437 с.
2. Василенко В.И., Василенко Л.А., Рухтин М.В. и др. (2010). Трансформационные процессы в системе допуска к государственной тайне России: монография / под общ. ред. А.А. Прохожева. М.: Проспект. 591 с.
3. Зотов В.В., Захаров В.М., Сапрыка В.А. (2021). Цифровизация публичного управления: электронная демократия vs электронное правительство // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. Т. 46, № 3. С. 250–262. DOI: https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-2-250-262
4. Каргаполова Е.В., Каргаполов С.В., Давыдова Ю.А., Дулина Н.В. (2020). Информационные компетенции молодежи в условиях цифровизации общества // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. Т. 13, № 3. С. 193–210. https://doi.org/10.15838/ esc.2020.3.69.13
5. Лихтин А.А. (2021). Трансформация государственного управления в условиях цифровизации // Управленческое консультирование. № 4. С. 18–26. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2021-4-18-26
6. Моазед А., Джонсон Н. (2019). Платформа: практическое применение революционной бизнес-модели / пер. с англ. А. Соломиной. М.: Альпина Паблишер. 288 с.
7. Проказина Н.В. (2020). Цифровая грамотность населения как ресурс развития информационного общества // Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы: Сборник статей X всероссийской научно-практической конференции. Орел, 6 декабря 2020 г. / под ред. Ю.В. Каиры. Орел: Среднерусский институт управления – филиал РАНХиГС. С. 77–83.
8. Саликов А.Н. (2018). Ханна Арендт, Юрген Хабермас и переосмысление публичной сферы в эпоху социальных медиа // Социологическое обозрение. Т. 17, № 4. С. 88–102. https://doi.org/10.17323/1728-192X-2018-4-88-102
9. Сморгунов Л.В. (2019). Партисипаторная государственная управляемость: платформы и сотрудничество // Власть. Т. 27, № 5. С. 9–19. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i5.6712
10. Стырин Е.М., Дмитриева Н.Е. (2021). Государственные цифровые платформы: ключевые особенности и основные сценарии развития: доклад к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Москва, 13–30 апреля 2021 г. М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 32 с.
11. Хабермас Ю. (2017). Структурное изменение публичной сферы: исследования относительно категории буржуазного общества / пер. с нем. В.В. Иванова. М.: Весь Мир. 342 с.
12. Шкудунова Ю.В. (2007). Концептуальная основа «публичности» и «приватности» // Вестник Омского университета. № 4 (46). С. 65–68.
13. Gavison R.E. (1980). Privacy and the limits of law // The Yale Law Journal. V. 89, no. 3. Pp. 421–471. https://doi.org/10.2307/795891
14. Gavison R.E. (1992). Feminism and the public-private distinction // Stanford Law Review. V. 45, no. 1. Pp. 1–45. https://doi.org/10.2307/1228984
15. Kymlicka W. (2001). Contemporary political philosophy: an introduction. 2nd ed. New York: Oxford University Press, 2001. 512 p.
16. Vasilenko L.A. (2021). Public policy in digital society // KnE Social Sciences: XXIII International Conference Culture, Personality, Society in the Conditions of Digitalization: Methodology and Experience of Empirical Research Conference. V. 5, no. 2. Pp. 585–593. https://doi.org/10.18502/kss.v5i2.8404
Рецензия
Для цитирования:
Зотов В.В. Демаркация публичного и приватного при взаимодействии государства и граждан на цифровых сетевых платформах. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(3):16-26. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-16-26
For citation:
Zotov V.V. Demarcation of the public and private in the interaction of the state and citizens on digital network platforms. Digital Sociology. 2021;4(3):16-26. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-16-26