Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43
Аннотация
В условиях самоизоляции в связи с пандемией COVID-19 и существенного сокращения количества физических контактов взаимодействие в онлайн-формате посредством многочисленных социальных сетей и платформ стало основным инструментом коммуникации граждан. Именно они обеспечивают условия для солидаризации, налаживания диалога и партнерства. Серьезное изменение затронуло сферу взаимодействия населения и власти: информационно-коммуникационные технологии за счет увеличения числа граждан с базовым и начальным уровнем образования стали главным подспорьем в процессах выстраивания диалога между властью и населением.
Цель настоящего исследования – анализ цифровой грамотности, которая является ключевым показателем, позволяющим адекватно оценить ситуацию взаимодействия власти и населения в условиях пандемии и определить направления для развития диалога. Основными эффектами такого взаимодействия являются: повышение активности за счет доступности и простоты обращения к органам власти; повышение вовлеченности граждан в решение актуальных проблем местного сообщества и конкретных территорий; повышение уровня доверия как результат активной сознательной совместной деятельности населения и органов власти. Цифровая грамотность во многом позволила смягчить последствия от пандемии и связанных с ней обстоятельств новой реальности. Граждане имеют возможность получать услуги, подавать обращения, заявления, жалобы в различные органы власти и другие инстанции в электронном формате. Инструменты, обеспечивающие вовлечение участия населения в управленческие процессы в условиях цифровой среды (как инфраструктурные компоненты), созданы и активно развиваются, а наличие базового уровня цифровой компетентности граждан позволяет включить в эти процессы большую часть населения. Одной из актуальных задач сегодня является дальнейшее развитие цифровой грамотности, в том числе расширение социальных групп населения (социально-демографических, профессиональных), обладающих ее повышенным уровнем.
Об авторе
Н. В. ПроказинаРоссия
Проказина Наталья Васильевна, д-р социол. наук, доц.
г. Барнаул
SPIN: 5595-3526
Список литературы
1. Баймуратова Л.Р., Долгова О.А., Имаева Г.Р., Гриценко В.И., Смирнов К.В., Аймалетдинов Т.А. (2018). Цифровая грамотность для экономики будущего. М.: Аналитический центр НАФИ. 86 с.
2. Берман Н.Д. (2017). К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). Т. 8, № 6-2. С. 35–38. https://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38
3. Василенко Л.А., Зотов В.В. (2020). Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы // Цифровая социология. Т. 3, № 2. С. 4–16. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2020-2-4-16
4. Василенко Л.А., Зотов В.В., Захарова С.А. (2020). Использование потенциала социальных медиа в становлении участвующего управления // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20, № 4. С. 864–876. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-864-876
5. Дмитрова А.В. (2020). Теоретические аспекты формирования цифровой грамотности: особенности представления в педагогических исследованиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т. 9, № 1 (30). С. 111–114. https://doi.org/10.26140/anip-2020-0901-0027
6. Зотов В.В. (2019). Требования к компетентности государственных гражданских служащих в условиях цифровизации общества // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. № 2. С. 23–30.
7. Малышева Г.А. (2020). Социально-политические аспекты пандемии в обществе цифровой сетевизации: российский опыт // Вестник Московского государственного областного университета № 3. Режим доступа: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/1025 (дата обращения: 03.04.2021). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-3-1025
8. Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. (2019). Медиа, институты и доверие российских граждан // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 19, № 2. С. 277–288. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2019-19-2-277-288
9. Соболева Ж.С. (2019). Теоретические предпосылки формирования понятий «цифровая грамотность» и «цифровая компетенция» // Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. № 13. С. 110–114.
10. Шариков А.В. (2018). Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. Т. 3, № 3. С. 96–112.
11. Chetty K., Qigui L., Gcora N., Josie J., Wenwei L., Fang C. (2018). Bridging the digital divide: measuring digital literacy // Economics: The Open-Access, Open-Assessment E-Journal. V. 12, no. 1. Art. 20180023. https://doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2018-23
12. Davies J. (2003). DOA: education in the electronic culture. Lanham: Scarecrow Press. 168 р.
13. Druckrey T. (ed.) (1996). Electronic culture: technology and visual representation. New York: Аperture, 447 р.
14. Gilster P. (1998). Digital literacy. New York: John Wiley &Sons. 292 p.
Рецензия
Для цитирования:
Проказина Н.В. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии. Цифровая социология/Digital Sociology. 2021;4(3):36-43. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43
For citation:
Prokazina N.V. Digital literacy as a basis for a dialogue between the authorities and the population in the context of a pandemic. Digital Sociology. 2021;4(3):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-3-36-43