Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск

Семиотическое знание о массовой коммуникации Умберто Эко и проблемы познания цифровой реальности

https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1-17-23

Полный текст:

Аннотация

Классические социологические теории обладают огромным потенциалом для объяснения социальных объектов, явлений и процессов, в том числе происходящих в современном информационном обществе. К числу авторов таких теорий принадлежит и Умберто Эко – итальянский ученый, литературный критик, публицист, писатель. В статье раскрыты некоторые аспекты научного наследия Умберто Эко о семиотическом анализе, знаках и интерпретации их значений, массовой коммуникации применительно к задачам изучения виртуальных коммуникаций, сети «Интернет», сетевого общества и цифровой экономики. Подробно рассмотрено такое явление, как визуальная коммуникация: в естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном – вырабатывается по мере получения сообщения. Предполагается, что не все коммуникативные феномены можно объяснить с помощью лингвистических категорий. Отдельно проведено описание методических компонентов концепции массовой коммуникации ученого, в которой утверждается, что посредством массовой культуры можно сформировать у принимающей инстанции определенный культурный код, противоположный коду передатчика. Представлены результаты интерпретации первичных данных социологического исследовательского проекта ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», на основании которых можно сделать вывод о том, что молодые люди выходят за рамки важных социокультурных норм общения, что может вызвать искажение знаков, кодов образа виртуального собеседника и привести к опасной ситуации. Обоснован вывод о возможностях использования научного метода Умберто Эко в цифровой социологии для социальной диагностики содержания и специфики коммуникации в сети «Интернет», которая позволяет особенным образом репрезентировать различные стороны своего реального или желаемого «Я», создавать идентичности через множество виртуальных персонажей.

Об авторах

Т. В. Смирнова
ЧУ ОО ВО «Медицинский университет «Реавиз»
Россия
д-р социол. наук


И. А. Унжакова
ФГБОУ ВО «Государственный Университет Управления»
Россия
студент


Список литературы

1. Куртиева Э.М. (2017). Умберто Эко о феномене культуры//Каспийский регион: политика, экономика, культура. № 2 (51). С. 145–150.

2. Куртиева Э.М. (2018). Философия медиакультуры Умберто Эко / Практическая философия: от классики до информационного социума. Сборник материалов Всероссийской конференции «Практическая философия: от классики до информационного социума». Под научной редакцией Л.В. Баевой и К.А. Маркелова. Астрахань, 27–28 сентября 2018 г. С. 319–321.

3. Мачужак А.В. (2006). Язык и культура в философии Умберто Эко. Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Тверь.

4. Михалев А.Б. (2017). Семиотический дискурс Умберто Эко//Русский язык и межкультурная коммуникация. № 1 (16). С. 44–49.

5. Пронина Н.Ю. (2013). Умберто Эко: знак и реальность: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Саратов.

6. Саенко Н.Р., Яралиева Н.Г. (2009). Концепция культурного бытия Умберто Эко / Социокультурные исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», Администрация Волгоградской области. Волгоград. С. 134–139.

7. Саландина А.О., Черноперов В.Л. (2016). Умберто Эко и массмедиа в современном мире (памяти выдающегося итальянского интеллектуала//Интеллигенция и мир. № 4. С. 63–80.

8. Федоров А.В. (2010). Умберто Эко и семиотическая теория медиаобразования//Инновации в образовании. № 5. С. 56–61.

9. Lechte J., Eco U. (1998). Fifty Key Contemporary Thinkers. From Structuralism to Postmodernity. L., N.Y., Routledge. P. 127–131.


Для цитирования:


Смирнова Т.В., Унжакова И.А. Семиотическое знание о массовой коммуникации Умберто Эко и проблемы познания цифровой реальности. Цифровая социология/Digital Sociology. 2019;2(1):17-23. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1-17-23

For citation:


Smirnova T., Unzhakova I. Semiotic knowledge about mass communication Umberto Eco and problems of comprehension of digital reality. Digital Sociology. 2019;2(1):17-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1-17-23

Просмотров: 238


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)
ISSN 2713-1653 (Online)