Preview

Цифровая социология/Digital Sociology

Расширенный поиск
Том 2, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1

ЦИФРОВАЯ СОЦИОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

4-9 247
Аннотация

Обоснована необходимость нового прочтения социологических концепций общества риска, сетевого общества, сложного общества и иных научных взглядов на современное общество применительно к процессу институциализации цифровой социологии как специальной социологической теории, учебной дисциплины и особой методологии познания цифровой реальности. Приведены методологические подходы к использованию принципов, идей и категорий различных научных школ, коллективов ученых и отдельных представителей социологической науки к развитию понятийно-категориального аппарата, методического потенциала и инструментария цифровой социологии. Особое внимание уделено рассмотрению концепции социальной сети американского социолога Ричарда Марка Эмерсона в контексте цифровизации. С позиций концепции Ричарда Марка Эмерсона объяснено возникновение новых зависимостей пользователей сети «Интернет» от особой категории субъектов социального взаимодействия: модераторов, администраторов, владельцев ресурсов, контролирующих государственных органов, а также манипуляторов вниманием людей; специфическая мотивация, проявляющаяся в таких феноменах, как гипертрофированное стремление к самопрезентации (селфи и т.п.); представление искаженного виртуального образа для коммуникации; повышенная активность в обращении к различным ресурсам (интернет-серфинг), а также широкая распространенность мотиваторов и оценочных средств: анонимных комментариев, лайков, постов, репостов, символических поощрений и наград. Кроме того, поведение интернет-пользователей рассмотрено в контексте теории рационального выбора американского социолога Джеймса Сэмюэля Коулмана: при всех рисках виртуального взаимодействия, выбор в пользу интеграции социальных коммуникаций в цифровое пространство, использование интернет-ресурсов для удовлетворения личных и групповых потребностей приносит больше жизненных благ для людей, чем свертывание социальной активности в сети «Интернет».

10-16 118
Аннотация

Раскрыт генезис социально-гуманитарного и социологического знания, а именно: понимание и изучение феномена человеческой жизни, ее биологических, витальных, информационных и социальных аспектов. Обоснована закономерность трансформации антропоцентризма под влиянием развития науки и техники, появления концепции пост-гуманизма. Приведены примеры техногенных катастроф, применения оружия массового уничтожения как социальных фактов, оказавших существенное влияние на развитие человечества. Показаны условия возникновения объектно-ориентированной социологии и социологии вещей, раскрыты некоторые научные подходы в рамках этой концепции Грэма Хармана, Бруна Латура и его последователей. Отдельно раскрыты методические подходы акторно-сетевой теории, выделен основной из них. Отдельно описаны методологические основы познания мира вещей в рамках объектно-ориентированной социологии, связанные с отказом от противопоставления пар понятий «социум и природа», «истина – не-истина», «структура и процесс» и другие. Показана связь этой теории с социологией перевода. Дана характеристика проблем развития научно-методологической базы цифровой социологии в условиях изменения содержания социальных связей «человек – машина» на примере информационно-коммуникационной сети «Интернет». Среди них выделены проблемы делегирования цифровым технологиям все больше полномочий в решении сложных социотехнических проблем, глобальная централизация управления цифровыми ресурсами, появление виртуальных акторов социального взаимодействия. Приведены конкретные примеры использования акторно-сетевой теории для интерпретации процессов и явлений взаимодействия пользователей интернет-ресурсов с отдельными компонентами сети «Интернет». Отдельно выделены перспективные направления научных исследований в этой сфере, связанные с феноменами интернета вещей и нейронета.

17-23 183
Аннотация

Классические социологические теории обладают огромным потенциалом для объяснения социальных объектов, явлений и процессов, в том числе происходящих в современном информационном обществе. К числу авторов таких теорий принадлежит и Умберто Эко – итальянский ученый, литературный критик, публицист, писатель. В статье раскрыты некоторые аспекты научного наследия Умберто Эко о семиотическом анализе, знаках и интерпретации их значений, массовой коммуникации применительно к задачам изучения виртуальных коммуникаций, сети «Интернет», сетевого общества и цифровой экономики. Подробно рассмотрено такое явление, как визуальная коммуникация: в естественном языке значение оказывается заданным заранее, в визуальном – вырабатывается по мере получения сообщения. Предполагается, что не все коммуникативные феномены можно объяснить с помощью лингвистических категорий. Отдельно проведено описание методических компонентов концепции массовой коммуникации ученого, в которой утверждается, что посредством массовой культуры можно сформировать у принимающей инстанции определенный культурный код, противоположный коду передатчика. Представлены результаты интерпретации первичных данных социологического исследовательского проекта ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», на основании которых можно сделать вывод о том, что молодые люди выходят за рамки важных социокультурных норм общения, что может вызвать искажение знаков, кодов образа виртуального собеседника и привести к опасной ситуации. Обоснован вывод о возможностях использования научного метода Умберто Эко в цифровой социологии для социальной диагностики содержания и специфики коммуникации в сети «Интернет», которая позволяет особенным образом репрезентировать различные стороны своего реального или желаемого «Я», создавать идентичности через множество виртуальных персонажей.

ЦИФРОВАЯ СРЕДА

24-31 165
Аннотация

Цифровая эпоха с неизбежностью ставит перед нами вопрос о необходимости определения детерминации изменений, происходящих в результате информатизации: процессов трансформации содержания, организационно-технологических основ, а также ценностного смысла социальных коммуникаций в виртуальном пространстве в рамках концепций «открытого общества», «сетевого общества», «цифрового общества». В статье раскрыты взгляды рефлексивной деятельностно-структурной теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса: рассмотрен «жизненный мир», которому противостоит «системный мир». Описан подход к познанию процесса эволюции с помощью разработанной Юргеном Хабермасом типологии коммуникативных действий, согласно которой один тип действий ориентирован на успех, а второй – на понимание. Проанализирован современный коммуникативный дискурс пользователей сети «Интернет», в частности, отмечена фрагментация обыденного сознания и колонизация его системами, что связано с распадом общего понимания жизненных миров. По результатам исследования взаимодействия субъектов цифровых коммуникаций, проведенного ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», представлены возможности интерпретации первичных данных на основании научного подхода Юргена Хабермаса. Так, например, показано, что молодые люди активно обживают «системный мир» виртуального пространства, заменяя им реальные коммуникации и преобразуя реальные формы поведения «жизненного мира», отмечается определенная рациональность молодых людей при оценке объективности информационных интернет-ресурсов, их способность определять «дискурс, то есть аргументацию» в пользу тех или иных форм использования возможностей Интернета. Предложены пути более полного включения подходов Юргена Хабермаса в современный научный аппарат цифровой социологии.

 

32-38 90
Аннотация

Представлен обзор современных научных концепций и накопленных научных данных для развития цифровой социологии в части уточнения представлений об особенностях сбора первичных социологических данных. Обоснована важность научного осмысления трансформации содержания и специфики методического инструментария социологических исследований в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Произведена характеристика первичной социологической информации, которая содержится в интернет-пространстве и является основной для анализа явлений и процессов в ходе проведения онлайн-исследований. Обоснована классификация, выделены группы первичных данных по степени открытости: открытые, частично открытые и закрытые данные. Отдельно дана характеристика получаемых первичных социологических данных по способу технологического доступа: анализ блогов, использование поисковых систем по ключевым словам, включение в исследования интеллектуальных систем мониторинга и анализ социальных медиа, которые реализуются на стационарных либо на мобильных компьютерных устройствах. Приведены виды первичных данных по  формату коммуникаций: рекламная, сетевая, вертикально структурированная, горизонтальная, а также по степени достоверности: «достаточный уровень достоверности», «сомнительная информация», «недостоверная информация». На основе данных социологического исследования показаны особенности сбора первичной социологической информации в интернет-пространстве в финансово-экономической сфере и выявления рисков финансового поведения населения в цифровой среде. Приведены качественные и количественные показатели интенсивности использования молодежью ресурсов сети «Интернет» для получения информации, общения, коммуникаций, обучения, деловой коммуникации, развлечения и отдыха, оплаты товаров и услуг. Сделаны выводы о  необходимости учета специфики содержания и об особенностях исследования первичной социологической информации в интернет-пространстве.

39-45 327
Аннотация

Предпринята попытка применить научные подходы антисоциальной теории Жана Бодрийяра, а также используемые им понятия гиперреальности, симулякров и симуляции для осмысления социальных феноменов, явлений и процессов в современном виртуальном пространстве. Предложена следующая интерпретация характеристик интернет-пространства: а) информационно-коммуникационную сеть «Интернет» можно рассматривать в рамках концепции Жана Бодрийяра как пример антиреальности, так как в ней можно сохранить анонимность, придумать себе новую жизнь, использовать чужие фото и т.д.; б) общение в виртуальном пространстве – это, по своей сути, симуляция общения, то есть его суррогат (симулякр); при этом прежняя контактная форма общения заменена опосредованной – коммуникация осуществляется через социальные сети и мессенджеры; в) происходит обеднение содержания и примитивизация выражения эмоций, так как в виртуальном общении используются наборы стандартных фраз, стандартные темы, смайлики, картинки, обмен мемами и прочие симулякры, которые вошли в повседневные социальные практики. На примере анализа результатов социологического исследовательского проекта, реализуемого в ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», проведены практические процедуры их интерпретации в рамках научной концепции Жана Бодрийяра. Так, например, выявлено, что несмотря на жизненный опыт получения респондентами в большинстве своем фейкового интернет-контента, они все же в значительной части ощущают себя комфортно в виртуальной, потенциально опасной среде. Мало того, эта среда становится для них жизненно необходимой: молодые люди выкладывают на всеобщее обозрение свою жизнь, свои мысли, желания, систему ценностей, затаенные надежды и мечты. Этот образ социальной активности становится для большинства столь необходимым элементом самореализации, что перестает быть частью этого процесса и становится самостоятельным, целостным, лежащим вне человека феноменом.

 

46-54 95
Аннотация

Проведен анализ основных сегментарных направлений деятельности консультанта, приглашенного главой фирмы для фундаментальной коррекции организации управления в условиях перехода к цифровому формату. Переосмыслен прежний опыт управленческого консультирования в современных, цифровых условиях совершенствования организационного управления. Эта проблематика чрезвычайно актуальна для всего консалтингового сообщества, которое в настоящее время переживает серьезный кризис. Статья адресована, прежде всего, коллегам из Национальной гильдии профессиональных консультантов, которые ищут новые методические подходы, разрабатывают пакеты новых консалт-компетенций и новые варианты установления контактов с потенциальными заказчиками. Адаптированы прежние разработки, а именно: визуаграфические digital-модели, для более четкого наглядного обеспечения переговорных процессов в деловом общении с заказчиками. В первой digital-модели представлен общий консультационный подход к пониманию менеджмента в кризисный и пост-кризисный периоды организации управления в процессе освоения цифровых особенностей управленческих отношений. Во второй digital-модели конкретизированы позиции перехода из нецифрового формата в цифровой. В третьей digital-модели продемонстрированы содержательные позиции цифрового формата в управленческом консультировании. В четвертой digital-модели выявлено основное противоречие в организации управления, которое необходимо представить заказчику для полного понимания возникающих ситуаций. Все четыре digital-модели взаимосвязаны и помогают глубже понять проблематику перехода фирмы из одного состояния в другое. Эти модели «визуализируют» переговорный процесс с заказчиком, помогая быстро налаживать деловые контакты, а также значительно сокращая время переговорного процесса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-347X (Print)