Особенности социологических онлайнисследований рисков финансового поведения населения в информационно-коммуникационной сети «Интернет»
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1-32-38
Аннотация
Представлен обзор современных научных концепций и накопленных научных данных для развития цифровой социологии в части уточнения представлений об особенностях сбора первичных социологических данных. Обоснована важность научного осмысления трансформации содержания и специфики методического инструментария социологических исследований в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Произведена характеристика первичной социологической информации, которая содержится в интернет-пространстве и является основной для анализа явлений и процессов в ходе проведения онлайн-исследований. Обоснована классификация, выделены группы первичных данных по степени открытости: открытые, частично открытые и закрытые данные. Отдельно дана характеристика получаемых первичных социологических данных по способу технологического доступа: анализ блогов, использование поисковых систем по ключевым словам, включение в исследования интеллектуальных систем мониторинга и анализ социальных медиа, которые реализуются на стационарных либо на мобильных компьютерных устройствах. Приведены виды первичных данных по формату коммуникаций: рекламная, сетевая, вертикально структурированная, горизонтальная, а также по степени достоверности: «достаточный уровень достоверности», «сомнительная информация», «недостоверная информация». На основе данных социологического исследования показаны особенности сбора первичной социологической информации в интернет-пространстве в финансово-экономической сфере и выявления рисков финансового поведения населения в цифровой среде. Приведены качественные и количественные показатели интенсивности использования молодежью ресурсов сети «Интернет» для получения информации, общения, коммуникаций, обучения, деловой коммуникации, развлечения и отдыха, оплаты товаров и услуг. Сделаны выводы о необходимости учета специфики содержания и об особенностях исследования первичной социологической информации в интернет-пространстве.
Об авторе
М. В. КибакинРоссия
д-р социол. наук
Список литературы
1. Ашманов И.С., Иванов А.А. (2007). Продвижение сайта в поисковых системах. М., «Вильямс».
2. Воробьева И.В., Кружкова О.В. (2017). Социально-психологические аспекты восприимчивости молодежи к воздействиям среды Интернет//Образование и наука. Т. 19. № 9. С. 86–102.
3. Ершова Р.В. [общ. ред.] (2018). Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Сборник научных статей и материалов международной конференции «Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека, 14–17 февраля 2018. Коломна, Государственный социально-гуманитарный университет.
4. Земнухова Л.В. (2018). Социотехническое в цифровой социологии: методологические возможности и ограничения//Социология власти. Т. 30. С. 54–68.
5. Кастельс М., Киселева Э. (2000). Россия и сетевое сообщество//Мир России. № 1. С. 23–51
6. Кастельс М. (2004). Галактика Интернет: Размышления об интернете, бизнесе и обществе. пер с англ. Екатеринбург, «У-Фактория».
7. Кравченко С.А. (2012). Становление сложного общества: к обоснованию гуманистической теории сложности: монография / Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. социологии. М., МГИМО-Университет. (Серия «Научная школа МГИМО/У/»).
8. Малий В.О., Золенко М.О. (2017). SEO на экспорт: Первая книга по продвижению за рубежом. М., Ридеро.
9. Овчинский В.С. (2018). Криминология цифрового мира. М., ООО «Юридическое издательство «Норма».
10. Поппер К. (1992). Открытое общество и его враги: В 2-х т. Пер. с англ. М., Феникс.
11. Хайбулина Э.И. (2012). Информационная безопасность личности в виртуальном пространстве эпохи постмодерна//Известия ЮФУ. Технические науки. № 11. С. 159–164.
12. Чернов А.А. (2003). Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М., Дашков и К.
13. Эдельгауз Г.Е. (1977). Достоверность статистических показателей. М., Статистика.
14. Ядов В.А. (1987). Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., Наука.
15. Akutina O.V. (2014). Digital-marketing as an integrated strategy of interaction with customers in the internet environment//Journal of Economics and Social Sciences. № 5 (5). Pp. 23–25.
16. Barabási A.-L. (2002). Linked: The New Science of Networks. Cambridge, MA: Perseus.
17. Fahrutdinova R.A., Yarmakeev I.E., Fahrutdinov R.R. (2014). Experimental study of correction of addictive behavior of teenagers in the internet environment//Life Science Journal. Т. 11. № 11. Pp. 619–625.
Рецензия
Для цитирования:
Кибакин М.В. Особенности социологических онлайнисследований рисков финансового поведения населения в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Цифровая социология/Digital Sociology. 2019;2(1):32-38. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1-32-38
For citation:
Kibakin M. Features of online sociological studies of risks of financial behavior of the population in the information and communication network Internet. Digital Sociology. 2019;2(1):32-38. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-1-32-38