Образ медицинского специалиста в социальных медиа глазами москвичей: управленческие и методические аспекты
https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-57-67
Аннотация
В статье представлено сравнительное исследование социального восприятия медицинского специалиста в массовом сознании с использованием мониторинга социальных медиа и телефонного опроса. Цель исследования – выработка методических рекомендаций по анализу и информационной политике формирования имиджа медицинского работника в массовом сознании. Основа исследования – выгрузка сообщений москвичей из социальных медиа по ключевым словам, связанным с профессиями врача и медсестры. Для соотнесения образа в социальных медиа с образом в массовом сознании был проведен опрос на тему ассоциаций с данными профессиями. Подвыборка сообщений респондентов и тексты из социальных медиа были закодированы авторами вручную, дополнительно использовался авторский код для анализа рисунков и лемм. Исследование позволило описать основные элементы образа специалиста у населения, включая восприятие «типичных» для медицинского специалиста физических характеристик, профессиональных и личностных качеств, а также соотношение образов врача и медсестры, в котором первый, как правило, имеет больший статус, чем вторая. Исследование выявило схожие элементы в образах специалиста, но различную их представленность при опросе и анализе социальных медиа, что позволило рекомендовать проводить аналитику социальных медиа для качественного анализа мнений популяции. При этом количественный мониторинг образа в онлайн-среде будет полезен ввиду значимого влияния социальных медиа на формирование мнений в массовом сознании. Такой мониторинг обеспечит функцию обратной связи в процессе управления формированием образа.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. БогданРоссия
Богдан Игнат Викторович, кандидат полит. наук, нач. отдела медико-социологических исследований
г. Москва
А. А. Дренева
Россия
Дренева Анна Александровна, канд. психол. наук, психолог
г. Москва
Д. П. Чистякова
Россия
Чистякова Дарья Павловна, аналитик
г. Москва
Список литературы
1. Беленкова Л. М., Белоконев С. Ю. (2020). Социальные сети в информационной политике: формирование имиджа федеральных органов исполнительной власти // Гражданин. Выборы. Власть. № 1 (15). С. 92–102.
2. Богдан И. В., Гурылина М. В. (2019). Четыре «больших» стереотипа о медицинских сестрах в массовом сознании: по материалам анализа сообщений москвичей в социальных медиа // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 27S. С. 552–558. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-si1-552-558
3. Давыдов С. Г. (2020). Блокнот медиасоциолога. М.: ВЦИОМ. 376 с.
4. Решетников А. В., Айвазян Ш. Г., Присяжная Н. В. (2020). Роль участкового врача во мнениях молодых и опытных профессионалов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 2. С. 331–346. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.2.764
5. Тубалова И. В., Эмер Ю. А., Ершова В. Е. (2019). Коммуникативные стратегии продвижения профессионального имиджа врача в социальных медиа (на материале Facebook) // Вестник Томского государственного университета. № 447. С. 73–82. https://doi.org/10.17223/15617793/447/9
6. Bridges J. M. (1990). Literature review on the images of the nurse and nursing in the media // Journal of advanced nursing. V. 15, no. (7). Pp. 850–854.
7. Fletcher K. (2007). Image: changing how women nurses think about themselves. Literature review // Journal of advanced nursing. V. 58, no. 3. Pp. 207–215. https://doi.org/10.1111/j.1365-2648.2007.04285.x
8. Takase M., Maude P., Manias E. (2006). Impact of the perceived public image of nursing on nurses’ work behavior // Journal of advanced nursing. V. 53, no. 3. Pp. 333–343. https://doi.org/10.1111/j.1365-2648.2006.03729.x
9. Zailskaitė-Jakštė L., Ostreika A., Jakštas A., Stanevičienė E., Damaševičius R. (2017). Brand communication in social media: The use of image colours in popular posts // Proceedings of the 40th International Convention on Information and Communication Technology, Electronics and Microelectronics (MIPRO), 22–26 May 2017. Pp. 1373–1378. https://doi.org/10.23919/mipro.2017.7973636
Рецензия
Для цитирования:
Богдан И.В., Дренева А.А., Чистякова Д.П. Образ медицинского специалиста в социальных медиа глазами москвичей: управленческие и методические аспекты. Цифровая социология/Digital Sociology. 2022;5(3):57-67. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-57-67
For citation:
Bogdan I.V., Dreneva A.A., Chistyakova D.P. Medical professional image in the social media by Muscovites: managerial and methodological aspects. Digital Sociology. 2022;5(3):57-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26425/2658-347X-2022-5-3-57-67